Надувные лодки давно полюбились туристам, охотникам и рыболовам. Легкий вес, маневренность, компактность – вот далеко не полный перечень их достоинств. И при выборе конкретной модели покупатели часто сталкиваются с термином «НДНД лодки». Что это такое, стоит ли приобретать такие плавредства и как правильно их выбрать? Расскажем в статье.
Что такое НДНД лодки?
Все надувные лодки делятся на три типа:
- Пайольный. В этом случае пол-палуба лодки сделан из фанеры или алюминия. Это придает дополнительную жесткость и улучшает мореходные качества. Минус типа – такую лодку сложнее и дольше собирать.
- AirDeck (он же НДВД). Лодки этого типа похожи на пайольные, но вместо фанеры или аллюминия используется специальный надувной вкладыш высокого давления. Жесткость и твердость у него меньше, чем у фанеры, зато лодка становится значительно легче, да и собирать ее проще.
- НДНД. Это лодки с полностью надувным дном. Твердость и удобство достигается за счет сложной многокамерной структуры отсека-дна.
Представитель
Итоги
Итак, выбор лодки ПВХ для рыбалки и прочих нужд – ответственная задача, от решения которой будет зависеть не только комфорт передвижения, богатый улов, но и безопасность. В эпоху маркетингового рейтинга и заказных отзывов сложно довериться информации, состоящей из рекомендательных брендов. Лучше всего довериться здравой логике и опыту бывалых рыбаков.
Итоги выбора лодки ПВХ:
- Выбирая лодку под мотор, акцентируйте внимание на размер, вес и грузоподъемность судна. Такие детали, как киль и надувное дно будут способствовать скоростному режиму глиссе.
- При покупке гребной лодки преимущественно для рыбалки позаботьтесь о наличии в ней надежного полового настила, оберегающего от крючков, блесен и прочих снастей. Отдайте предпочтение быстро собирающимся моделям лодок со разборными веслами.
- Лодку НДНД тщательно изучите перед покупкой на предмет внутреннего устройства перегородок днища. Лучше всего, если стойки НД будут пришиты.
Отличия НДВД и НДНД
Один из вечных споров рыболовов-любителей: какую лодку выбрать – с дном высокого или низкого давления? Мы не будем однозначно отвечать на этот вопрос, потому что по сути здесь все зависит от личных предпочтений и потребностей.
Чтобы облегчить процесс выбора, мы подготовили сравнительную таблицу с усредненными характеристиками НДНД и НДВД лодок.
Оба типа лодок будут служить верой и правдой более 10 лет (без форс-мажоров). Какой именно тип лодок выбирать – решать только вам. Мы можем лишь сказать, что лодки обоих типов достаточно комфортны в использовании.
Лодки под мотор
Водомоторный транспорт из ПВХ на сегодняшний день является самым востребованным на лодочном рынке. Современные надувные модели лодок под мотор отличаются высокой комфортабельностью и располагают к реализации широких возможностей.
Как выбрать лодку ПВХ под мотор:
- Определить необходимый размер судна. От габаритов зависит мощность устанавливаемого мотора и разрешенное количество перевозимых пассажиров. Например для пяти человек нужен водный транспорт длиной не меньше 4 метров.
- Выбрать тип транца. Для установки мотора необходима поддерживающая конструкция. Существует стационарный фанерный транец, который является частью надувного транспорта, и съемный навесной транец, который устанавливается на клеевом креплении.
- Выбрать тип дна. В зависимости от личных предпочтений лодка бывает с надувным дном низкого давления (НДНД) или высокого давления (НДВД); с фанерным складным или разборным пайолом (сланью).
- Отдать предпочтение модели с килем для устойчивого хода в режиме глиссирования.
- Решить вопрос о предстоящей регистрации лодки с мотором в ГИМС. Надувные судна весом более 200 кг и мотором мощностью от 10 лошадиных сих для бензинового двигателя и от 8 КВт — для электрических нуждаются в обязательном учете в госинспекции по маломерным судам.
Самыми популярными моделями лодок являются судна с надувным дном низкого давления и укладывающимся жестким пайолом из водостойкой фанеры.
Преимущества моторной лодки с НДНД:
- Повышенная безопасность за счет дополнительного баллона в виде надувного пола;
- Улучшенная плавучесть;
- Амортизация при качке;
- Быстрая сборка накачиванием;
- Отсутствие соприкосновения с холодной водой;
- Бесшумное передвижение по кокпиту.
Преимущества жесткого разборного или складного пайола:
- Устойчивость под ногами;
- Практичность при взаимодействии в кокпите с колюще-режущими предметами.
Выбор надувной моторной лодки может сопровождаться также раздумьями о производителе, марке и цене. Но стоит отметить, что для изготовления надувной лодки используются одинаковые технологии. Производящие компании на едином рынке закупают армированную ПВХ ткань, клей и прочую фурнитуру, из которой будет создана лодка. А гарантия и примерный срок эксплуатации надувных моделей, схожих по параметрам, практически едины. Поэтому, раздумывая, какую моторную лодку выбрать, руководствуйтесь необходимыми техническими параметрами. Определившись, с размером, транцем и дном, станет ясно, как правильно выбрать лодку, дальнейший выбор – дело вкуса.
Плюсы и минусы НДНД лодок
К плюсам можно отнести:
- Легко собирать и разбирать даже без специальных навыков и в одиночку.
- Можно транспортировать в одной сумке целиком.
- Устойчивы к износу (по сравнению с ПВХ лодками другого типа).
- Во время качки лодка снижает к минимуму все удары, что обеспечивает «мягкий ход».
- Очень быстро идет на глиссере из-за минимальной площади соприкосновения с водой.
- За такой лодкой легко ухаживать – ополосните из шланга или ведра и оставьте на солнце на пару часов для просыхания.
Интересный факт! Многие рыболовы используют НДНД лодку как надувной матрас для ночлега. На ней и тепло, и удобно спать.
Есть у этих ПВХ лодок и минусы:
- Рабочая площадь управления лодкой ниже по сравнению с ПВХ лодками другого типа.
- Надувное дно неустойчиво. К езде на НДНД лодке нужно приноровиться, иначе можно упасть за борт.
- Если рыбак встанет на лодке в полный рост, сместится и поднимется центр тяжести.
Правильно подобранная НДНД лодка будет служить вам верой и правдой долгие годы, правда, к ней придется сначала немного «приноровиться».
Надувные лодки пвх
Где применяются надувные лодки
Современные моторно-гребные маломерные суда не уступают твёрдым корпусам по основным параметрам. Владельцы не чувствуют себя ущемлёнными ни по скорости, ни по грузоподъёмности. Установив максимально разрешенный мотор, получим отличный адреналиновый снаряд — «мотоватрушку».
В надувных моторных лодках из ПВХ каждый найдёт для себя полезные качества.
- Начинающий водномоторник получает первое недорогое плавсредство, позволяющее существенно расширить район отдыха.
- Охотник и рыбак – манёвренную лодку, которую можно спустить на воду с любого берега и пробраться сквозь камыши;
- Опытный лодочник имеет в арсенале ПВХ лодку для выездов с кемпером или вообще без прицепа к отдалённым труднодоступным водоёмам;
- Владелец моторной яхты использует надувную лодку в качестве тендера – «тузика» для поездок на берег, или аварийного плота-шлюпки во время путешествий по большим водоёмам.
- «Пайолки»
хороши в качестве единственного или мобильного комплекта, дополняющего жесткий корпус. - «Аирдек»
понравится рыбакам, которым не нужен драйв от максимального ПЛМ. - НДНД
глиссирует с минимальным мотором, смягчает удары волн, быстро собирается. Поэтому пригодится в качестве тендера на большом катере или яхте при наличии электронасоса или затененного места для хранения.
Разнообразные по конструкции, «надувнухи» выполняют функцию безопасного перемещения по воде благодаря нескольким отсекам (не менее трёх), обеспечивающим непотопляемость. ПВХ-лодки полюбились водномоторникам за компактность, неприхотливость и удобство использования.
Чем отличаются ПВХ лодки
Материал для теста мы начали собирать заранее. Если с обзором одного экземпляра можно разобраться в течение дня, то разделить несколько похожих плавсредств по группам и сравнить их характеристики — задача не из простых. Для начала классифицируем критерии выбора.
Длина лодки
. Она зависит от размеров водоёма использования, количества пассажиров, имеющегося мотора, наличия соответствующего транспортного средства для перевозки (обычно – багажник универсала, или хозяйственный прицеп).
Материал пайола
. Обычно это влагостойкая фанера с окантовкой из Al-профиля и металлическими стрингерами. Реже — сотовый легкосплавный настил, надувное дно низкого давления (НДНД), или высокого (Airdeck). Реечный настил маленьких гребных лодок, жесткое алюминиевое или стеклопластиковое днище РИБов оставим за рамками статьи.
Обводы
. Учитывая большую ширину и специфику склейки материала, можно выделить основные виды нижней части корпуса. Наиболее распространена классическая слабокилеватая форма с центральным кильсоном и умеренной килеватостью на транце. Туннели с воздушной разгрузкой обеспечивают скеги на баллонах для получения экранного эффекта. Надувные днища варьируются от абсолютно плоских до килеватых. Для экстремальных условий дно усиливают («подшивают») высокомолекулярным полиэтиленом.
Материал баллонов
– ткань ПВХ различной плотности. Хайполон слабо распространён ввиду дороговизны (основное преимущество — способность длительное время находиться под солнцем). Прорезиненная ткань осталась в прошлом веке, так как требовала к себе повышенного внимания и ухода.
Способ крепления банок
-сидений и навесного оборудования — петли на баллонах, или соединение ликтрос-ликпаз. Последнее более удобно и функционально, поэтому такой конструктив у подавляющего большинства производителей.
Выбираем, чтобы сравнить
Если подойти к вопросу максимально педантично, этот тест выльется в целую книгу, посвящённую «резиномоторному флоту». В то же время судить обо всех лодках их ПВХ по единственному примеру неправильно. Поэтому мы выбрали по одному экземпляру популярного размера 360-370 см.
Честь классических моделей доверили отстаивать проверенному «Кайману N-360». Надувное дно низкого давления — Флагману, носителем аирдека выбрали Баджер, не упустив возможности проверить его модификацию с металлическим пайолом.
Модель | Тип днища | Масса, кг | ПЛМ, л/с | Ø баллона,см |
Кайман N-360 | Фанерный пайол, 2 стрингера | 70 кг (2 х 35) + стрингеры | 25-30 | 46 |
Badger SL370AL | Алюминиевый пайол, 4 стрингера | 80 кг (2 х 40) | 25 | 45 |
Badger FL360AD | Airdeck | 55 кг | 15 | 43 |
Флагман 360U | НДНД | 45 кг | 20 | 47 |
Ожидания лёгкости от лодки с алюминиевым пайолом по сравнению с фанерой не оправдались. Отчасти в этом виновата конструкция. Если в «фанерном» Каймане для днища и баллонов применяют разный материал плотностью от 850 до 1150, то Баджер весь сделан из ПВХ 1100 г/м².
Осенние сборы
Отправная точка плавания в «надувном» варианте – сборка лодок. Чтобы сравнить время, мы разделились на команды по два человека и приступили к работе.
Разгрузка из машины
. В этой номинации лидирует классическая пайольная конструкция, поскольку комплект находится в двух относительно небольших сумках примерно равного веса. Извлечь два места по 35 кг значительно легче для позвоночника, чем одно, но весом 50 килограммов.
Расправляем крылья
. Когда команда НДНД закончила разворачивать оболочку, «пайолки» находились в стадии сборки палубы и установки стрингеров. Airdeck был посередине, поскольку для того, чтобы вставить несколько дощечек, много времени не понадобилось. Победа в номинации — за надувным дном низкого давления.
Всегда готов!
Надувание лодок пришлось проводить двумя этапами. Дело в том, что сначала экипажи с надувными днищами использовали двухступенчатые компрессоры «Браво», а пайольные — обычные «лягушки». Мы сочли условия конкурса неравными, и все стали накачивать штатными ножными однокамерными насосами. Такой поворот событий команды с НДВД восприняли без энтузиазма, в результате оно оказалось на предпоследнем месте. Потому что «набить» аирдек до паспортного давления так и не получилось — вышел из строя шланг.
В добрый путь
. Изначально хотели провести заезд на максимальную скорость под мотором 25 сил. Но как оказалось, в похожем размере модели с надувным дном имеют меньшую допустимую мощность двигателя. Поэтому пришлось довольствоваться проверенной «Ямахой»-15. Этот ПЛМ ещё легко носить одному, но четверо человек уже уверенно глиссируют.
Отдельно отметим сумки для переноски. Всем понравилось качество и прочность каймановских упаковок, однако при необходимости укрыться от непогоды непромокаемая ткань Баджера, несмотря на меньшую прочность, имеет преимущество.
Полный вперёд!
Мы тестировали лодки с одним судоводителем, вдвоём с пассажиром на передней банке, а также с четырьмя пассажирами. Скоростные показатели приводим в таблице.
Лодка | 1 человек | 2 человека | 4 человека |
Кайман N-360 | 40 | 38 | 36 |
Badger SL370AL | 38 | 35 | 32 |
Badger FL360AD | 36 | 33 | 32 |
Флагман 360U | 39 | 35 | 31 |
«Максималка».
Все испытуемые показали себя вполне достойно. Конечно, до динамики и скорости 48,5 км/ч Каймана с двадцатипятисильным мотором было далеко, но, тем не менее, участники справились с заданием. Поскольку целью тестирования было не фундаментальное исследование класса судов, а оценка совокупности потребительских качеств, то мы не занимались точными замерами давления в баллонах, расположением седоков. Хотя эксперимент с загрузкой К-360 показал весьма существенное влияние изменения развесовки на скорость.
Тайминг.
Сборка варианта с пайолами займёт не более тридцати минут. Чтобы разобрать, помыть и протереть конструкцию после рыбалки, понадобится около часа. В этом плане НДНД имеет преимущество. На сборку и разборку вы потратите в два раза меньше времени.
Особенности.
Говоря про Airdeck, отметим необходимость покупки электрического насоса. Накачивать дно штатной «лягушкой» — занятие для усидчивых. Даже с номинальным давлением при скорости свыше 30 км/ч аирдек слегка выгибается, из-за этого судно не может достичь максимальных показателей. Это же касается и полной нагрузки. Мощность мотора тоже превышать не стоит, равно как и увлекаться четырехтактными двигателями.
Впечатления.
Дно низкого давления на удивление вызвало положительные эмоции. Оно оказалось достаточно жестким, люди стояли уверенно. Но его желательно укрыть ковролином от падения окурков, ножей, а также от палящего солнца.
Ремонтопригодность.
Объёмные днища, в отличие от пайольных, практически не подлежат ремонту. Когда в оставленном на солнце корпусе лопнет хотя бы несколько связей между верхом и низом «сендвича», палуба превратится в бесформенную «колбасу». И если аирдек можно заменить на фанерный или алюминиевый пайол, то НДНД — неотъемлемая часть конструкции. Об этом стоит помнить, оставляя плавсредство на пляже или палубе яхты.
Подводим итог
В целом, этот тест подтвердил разное предназначение испытуемых.
Пожелаем читателям спокойной воды, новых приключений, надёжных лодок.
Как выбрать лодку с НДНД
Если вы твердо решили приобрести лодку с НДНД, то нужно обращать внимание на несколько параметров – прочность материала, размеры лодки и цвет. Расскажем обо всем по порядку.
Материал НДНД лодки
Здесь принцип будет простой – чем прочнее, тем лучше. Особенно если вы приобретаете одноместную модель, или будете рыбачить/охотиться в одиночку. Если случится прокол или пробоина, и помочь будет некому – это увеличит риски.
Оптимальный вариант для одноместной лодки – армированная ПВХ ткань. Она состоит из пяти прочных слоев и пробить или проколоть эту ткань очень и очень сложно.
Размеры НДНД лодки
Здесь все зависит от количества мест. Оптимальные размеры для:
- Одноместной – 2,7-3,3м;
- Двухместной – 3,3-4,2м;
- Трехместной (и более) – от 4,2м.
При просмотре разных вариантов учитывайте не только длину лодки, но и баллоны. Они влияют и на вес, и на удобство плавания.
Цвет НДНД лодки
По большей части, это вопрос вкуса. Но стоит помнить, что если вы занимаетесь охотой, то цвет влияет на маскировку. Так как охотой чаще занимаются летом, то и выбирать нужно зеленые оттенки ПВХ или хаки.
Для рыбалки стоит выбирать лодки светлых оттенков. Среди рыболовов бытует мнение, что в жаркую погоду лодка нагревается, давление в баллонах растет и это может привести к взрыву. Светлый цвет более безопасен.
Для туризма цвет значения не имеет.
Немного истории – надувное дно низкого давления НДНД
Этот материал появился совершенно случайно. Подготавливая отчёт о тест-драйве лодки «Ривьера 3200 НДНД» я решил углубиться в историю надувного дна низкого давления как отдельного и самостоятельного типа пола на надувных лодках. А в результате получилась отдельная статья.
Первые попытки установки такого пола были предприняты в те далекие и благословенные времена, когда надувные лодки делались не из ткани ПВХ, а из резины. Причем, скорее всего первыми были даже не предприятия, специализирующиеся на производстве лодок, а сами их владельцы. Делалось это просто – на дно лодки клался надувной матрас, сделанный так же из резины. На заре своего отрочества, которое пришлась как раз на годы перестройки, я ещё встречал на воде эти дивные комбинации. Потом – гораздо позже, уже в 90-х годах ХХ века на некоторых моделях «Уфимок» и «Нырков» появилось встроенное НДНД. Причем параллельно был освоен процесс выпуска родных «заводских» надувных резиновых вставок для выпускавшихся тогда резиновых же надувных лодок.
Установка такого типа пола на гребных резиновых лодках была оправдана тем, что находится в лодке с надувным полом было гораздо приятнее, чем без него. Особенно ранней весной или поздней осенью – когда никакие шерстяные носки и войлочные стельки в резиновых сапогах не спасают от тянущего от воды холода. Но вот эпоха резиновых лодок (а это была именно эпоха, в которой жили несколько поколений рыбаков, охотников и туристов) подошла к концу и плавно сменилась эрой надувных лодок из ткани ПВХ. Первые попытки установки НДНД на надувных лодках из ткани ПВХ были предприняты так же и теми же методами, что и на резиновых лодках – то есть сначала их устанавливали исключительно на гребные модели лодок. Причем так же, как и в первом случае, лодки были уже как со встроенным надувным полом, так и с отдельными надувными вкладками типа матраса, но уже из ткани ПВХ. Но современные транцевые надувные лодки – это прежде всего полноценные маломерные суда, предназначенные для использования с подвесными лодочными моторами. Причем достаточно мощными. Но в сегменте моторных надувных лодок очень долгое время полностью и безраздельно властвовало жёсткое дно из морской фанеры со стрингерами. Которое считалось самым надёжным и целесообразным для установки на лодки размером от 3-х и более метров длинной, хотя на самом деле технология и культура производства многих отечественных производителей просто напросто не позволяли предложить иное. Но идея надувного дна для моторной надувной лодки не покидала умы производителей и эксперименты продолжали проводиться. Хотя нужно отметить, что в то время, когда наши отечественные производители работали над надувным дном низкого давления, на Западе появился принципиально новый тип пола для надувных лодок – надувное дно высокого давления (НДВД или Air-deck). Эта технология позволяет накачивать устанавливаемую в кокпит лодки надувную вкладку почти до твёрдости фанеры и получать ровный жёсткий пол лодки без дополнительных усилий. Но, тем не менее, эта технология имеет как свои преимущества, так и недостатки, о которых мы поговорим в другой раз. А сейчас вернёмся к НДНД. В поисках новых решений создавались концептуально новые модели надувных лодок с НДНД, среди которых были как хорошие, так и разные. Интересным решением стало создание надувного катамарана с НДНД, но в то же время к «разным» можно отнести попытки запустить в серийное производство модели лодок, использование которых на воде являлось источником потенциальной опасности как для здоровья, так и для жизни её владельца.
В процессе работы над созданием НДНД для моторных надувных лодок существенное изменение приобрела и сама концепция и обоснование его производства. Так, если раньше основной его задачей было отделить тело человека от холода воды дополнительной воздушной подушкой, то в современном понимании применение надувного дна на лодках служит для уменьшения их веса и повышения удобства сборки лодки. Как уже говорилось выше – первые серьёзные моторные надувные лодки из ПВХ были снабжены фанерными пайолами, которые надёжно фиксировались в собранном состоянии металлическими стрингерами. Конструкция это надёжная, проверенная временем и самое главное – позволяющая получить внутри кокпита лодки ровный жёсткий пол, на котором можно не только ловить на спиннинг взаброс но и при желании станцевать старинный матросский танец джигу. Но не смотря на свои достоинства, пайольный пол имеет и свои недостатки, а именно – на него приходится большая часть общего веса лодки а так же собирать-разбирать жёсткий пол со стрингерами на больших лодках – удовольствие весьма сомнительное. Особенно весной и осенью, когда ткань ПВХ теряет свою эластичность при низких температурах и, пока закончишь сборку-разборку лодки, никакой рыбалки уже не захочется. Кстати именно этот факт заставляет многих владельцев надувных лодок возить их весь сезон на прицепах уже собранными. Применение надувного дна разом решает все эти проблемы. Привести надувную лодку с НДНД любого размера с помощью электропомпы в рабочее состояние можно в среднем минут за 15-20. Причем силами одного человека, которому только и нужно, что вовремя переставлять шланг электропомпы от клапана к клапану и установить вёсла и банки. То есть время и усилий на сборку-разборку такой лодки тратится гораздо меньше. То же самое и с весом – он в разы меньше, а это значит, что переносить и транспортировать такую лодку гораздо проще, чем пайольную. Но и в использовании лодок с НДНД есть свои подводные камни. Первое время производители старались делать их с имитирующим килеватость выпуклым дном, из за чего лодки получались немного валкими на воде и неустойчивыми на ходу. Так же в процессе эксплуатации была выявлена ещё одна интересная особенность этих судов – делать надувное дно научились, но вот его ремонт стал настоящей головной болью для многих. Так как зачастую даже сам производитель отказывался от ремонта повреждённого надувного дна даже своей лодки. Но со временем и эта проблема была решена и на сегодняшний день моторные надувные лодки с НДНД начинают пользоваться всё возрастающей популярностью у водномоторников. Особенно у тех, кто уже имеет опыт общения с надувными лодками с жёстким полом. А предлагаемые разными производителями решения НДНД могут служить основанием для выделения таких надувных моторных лодок в отдельный класс маломерных судов.
Все надувные моторные лодки с НДНД, представленные в сети магазинов «Лодки-Питер» прошли внутреннее тестирование и признаны нашими специалистами мореходными, надёжными и безопасными для использования. Так же в сервис- можно произвести ремонт и тюнинг лодок с НДНД любой степени сложности.
Павел Прудников Лодки-Питер Вернуться к списку
Подведем итог
Итак, НДНД лодки – что это такое? Это надувной пол низкого давления. Он является или съемным, или интегрированным. Традиционно такое днище состоит из отдельных отсеков, которые поэтапно заполняются воздухом.
Такие лодки легко накачивать даже в одиночестве, они помещаются в одну сумку и отличаются высокими показателями износостойкости и теплоизоляции. Также их очень легко мыть и в них не будут чувствоваться удары небольших волн.
Подбирать лодку НДНД для покупки нужно в первую очередь исходя из планов. Для рыбалки советуют выбирать лодку светлых оттенков, для охоты – зеленые или хаки. Важно еще обращать внимание на размеры судна, и не скупиться на прочные материалы для одноместной лодки.
Вопрос — ответ
Вопрос: НДНД лодки как понять и что это такое?
Имя: Ильдар
Ответ: НДНД лодки — судна с надувным дном низкого давления. То есть у лодки не обычный тонкий пол, а то, что нужно накачивать, как и борта. Дно надувается отдельно, может делиться на отсеки, которые также надуваются отдельно.
Вопрос: Лодки НДНД что это всегда означает?
Имя: Тагир
Ответ: НДНД расшифровывается как надувное дно низкого давления. Есть также НДВД — надувное дно высокого давления.
Вопрос: Чем отличается лодка ПВХ от обозначения НДНД?
Имя: Алексей
Ответ: НДНД — характеристика дна надувных лодок. ПВХ судно относится как раз к надувным плавсредствам. То есть можно купить ПВХ-лодку с обычным дном или с НДНД (также с НДВД).
Поделиться ссылкой:
Конструкционные особенности и технические свойства лодок НДНД
Каждый транспорт лодочного типа, будь то алюминиевые, резиновые или ПВХ лодки под мотор с твердым или надувным дном, имеет свои особенности. И надувная лодка НДНД, конечно, в первую очередь конструкционно отличается днищем. Надувное дно низкого давления выполнено отдельным герметичным отсеком и имеет следующие особенности:
- Для днища используется двухслойная ПВХ-ткань плотностью от 400 до 1100 г/м2.
- Повышенная прочность конструкции обеспечивается сваркой продольных швов.
- Наличие одного-двух клапанов для стравливания воздуха (в том числе и на ходу).
- Отгороженные секции разных размеров, обеспечивающие жесткость и килеватость конструкции.
Соответственно, свойствами днища во многом обуславливаются плюсы и минусы плавсредства. Рассмотрим, чем в этом плане отличаются ПВХ лодки с дном низкого давления (НДНД).
Преимущества
Производители, и что самое главное активные пользователи, отмечают следующие плюсы, характерные для лодки ПВХ НДНД.
- Легкость и быстрота сборки/разборки. Для выхода на воду необходимо всего лишь накачать плавсредство воздухом. При работе механическим насосом сборка займет минут 10-15, а электронасос справится с этой задачей и вовсе за 5-7 минут. Для сравнения, сборка пайольного пола с профилем или стрингерами отнимает около получаса времени.
- Плавный ход с пониженной вибрацией. Лодка с надувным дном под низким давлением менее восприимчива к ударам волн, что снижает уровень вибрации плавсредства. При перемещении по коротким волнам на таком судне пассажирам находится гораздо комфортнее, чем на лодке с жестким полом, который наоборот увеличивает «тряску».
- Скорость и использование мотора. Благодаря выпуклому днищу скорость судна с НДНД выше, чем у лодок с жестким пайолом. Соответственно, моторные лодки с надувным дном низкого давления могут комплектоваться маломощными двигателями, при этом показывая достойные скоростные качества. Кроме того, движки меньшей мощности отличаются облегченным весом, что немаловажно для ПВХ суден малых габаритов.
- Глиссирование. Как уже отмечалось, конструкция НДНД придает корпусу килеватость. Такая лодка лучше глиссирует, т.к. касается воды только выпуклым днищем. К слову, малая площадь соприкосновения также уменьшает количество поднимаемых брызг, и корпус судна остается сухим.
- Повышенная грузоподъемность. Ввиду конструкционных особенностей надувные лодки ПВХ с надувным дном способны перевозить больше веса, чем судна с жестким днищем, хотя габариты плавсредств идентичны.
- Износостойкость и теплоизоляция. Съемный пайол краями истирает внутренние борта баллонов, а с надувным полом подобной проблемы не возникает. Кроме того, ПВХ ткань и сама по себе истирается меньше, чем фанерный настил. Также стоит отметить, что надувные полы лучше проводят и сохраняют тепло, так что при необходимости в лодке даже можно с комфортом поспать и не замерзнуть. Чего опять же нельзя сказать о фанере: для ночлега на жестком настиле потребуется дополнительный матрас.
- Простота ухода. Чтобы после рыбалки смыть с кокпита грязь, рыбью чешую, крошки от наживки и т.п., достаточно просто вылить на палубу несколько ведер воды. При этом просохнет судно очень быстро, т.к. материал НДНД водоотталкивающий. А жесткий настил придется и промывать отдельно, и сушить намного дольше.
- Безопасность. И, наконец, моторная или гребная лодка с надувным дном обладает скрытым «козырем»: проколы корпуса не влияют на давление воздуха в днище, т.к. оно является самостоятельным отсеком. Таким образом, при возникновении аварийной ситуации днище удержит лодку на плаву и позволит рыбаку добраться до берега, по сути используя надувное дно как матрас или плот.
Возможно будет интересно: Рулевое для лодки — виды и устройство консолей, установка
Также стоит отметить, что на подобные плавсредства и цена недорогая: лодки НДНД стоят примерно столько же, как и обычные ПВХ. Соответственно, при прочих равных параметрах порой имеет смысл отдать предпочтение в сторону надувного днища. Впрочем, у него тоже есть недостатки и о них следует рассказать поподробнее.
Недостатки
Среди неудобств, с которыми сталкиваются владельцы лодок с надувным дном низкого давления, следует отметить следующие качества.
- Недостаточная жесткость. По сравнению с фанерным или пластиковым настилом лодки с надувным дном обеспечивают меньшую устойчивость. Для удержания баланса при подъеме в полный рост пассажирам приходится прилагать некоторые усилия.
- Уменьшенные габариты кокпита. Надувной пол высокий и требует больше места, чем плоский пайол.
- Посадка выше уровня воды за бортом. В результате есть небольшие проблемы с остойчивостью и распределением центра тяжести. Особенно тщательно нужно распределять груз на килевом надувном днище лодки ПВХ до 3 метров. При недостатке веса в передней части корпуса, нос лодки будет приподниматься и подпрыгивать на волне, ухудшая ходовые качества судна.
- Скользкая палуба. При попадании большого количества воды на ПВХ-материале появляется «скользящий» эффект. Поэтому рекомендуется приобретать для надувного пола специальные нескользкие коврики.
- Неудобное расположение румпеля. Транец лодки ПВХ с надувным дном слишком занижен, и при длительных переходах управлять судном с низко расположенным румпелем становится затруднительно.
- Трудности транспортировки. Для переноски обычной ПВХ лодки обычно используются 2 сумки (одна под корпус и другая под жесткое дно), а лодка НДНД собирается в одну сумку. Такая упаковка получается значительно тяжелее и больше по размеру, поэтому перемещать сложенное судно с надувным дном труднее.
- Уязвимость к получению повреждений. Подводные камни, коряги и камыши мешают безопасной эксплуатации судна, т.к. днище сильно уязвимо к проколам. Поэтому владельцы зачастую самостоятельно укрепляют внешнюю поверхность дна, но на это потребуются дополнительные финансовые затраты. Однако, и пробой днища, если и можно будет исправить, то только дорогостоящим ремонтом.
Вот так объективно выглядят плюсы и минусы лодки ПВХ с НДНД. Лучше она обычного судна с жестким пайолом или хуже – сказать сложно, т.к. это индивидуальное решение. Если в прерогативе длительные походы по разным водоемам и рыбалка стоя, то лучше отдать предпочтение плавсредству с жестким настилом. Если же нужна небольшая лодка с быстрым скольжением и большой грузоподъемностью, то стоит выбрать НДНД. А как сделать правильный выбор подходящей модели, расскажем подробно, но чуть позже. Пока остался невыясненным еще один конструкционный момент.
Отличия лодок НДНД и НДВД
Придя в магазин или выбирая плавсредство на интернет-сайте, вы увидите, что наряду с НДНД встречается лодка надувная НДВД. Такая аббревиатура означает, что лодка оснащена Надувным Дном Высокого Давления. Такая конструкция отличается от днища низкого давления несколькими моментами:
- Повышенная плотность материала (двухслойный ПВХ толщиной 1100г/м2);
- Давление воздуха в 0,4 – 0,8 атм;
- Накачка возможно только электронным компрессором;
- Улучшенные свойства (корпус способен смягчать удары не только коротких, но и средних волн).
В итоге, судно с НДВД обладает большей жесткостью днища, высокой надежностью и повышенной стабильностью хода. Однако, стоимость на лодки с дном высокого давления значительно выше, чем на судна с НДНД, поэтому последние пользуются большей популярностью и спросом.
Возможно будет интересно: Как выбрать прицеп на катер или яхту, а также их разновидности, популярные модели и цены