Характеристики лодки «Крым-3»


Лодка «Крым» версии 3 разработана для прогулочных целей и семейных поездок и вмещает 5 человек. Имеет уютное, комфортное и вместительное обитаемое пространство. Может быть доукомплектована жесткой съемной рубкой. Обладает всеми необходимыми факторами для глиссирования и превосходными ходовыми качествами. Рассчитана на 2 подвесных двигателя с суммарной мощностью 50—60 л. с. Глиссер относится к моделям класса «Люкс» советского времени. Мореходность обеспечивается благодаря обводам и алюминиевому сплаву, стойкому к воздействию соленой воды. Есть возможность ночевки на судне.

Лодка «Крым 4» — выпускник другого завода, расположенного в Феодосии. Это представительский прогулочный пластиковый катер с водометным движителем и каютой, производившийся в советский период. Существовала разновидность «4П», тоже пластиковая, скоростная, сконструированная под 110–сильный ПМ.

Достоинства

  • Самое приятное при использовании данного катера — комфорт. Он сквозит буквально во всем. Инженеры–разработчики тщательно продумали все до мелочей: калитка в ветровом стекле, ступени для того, чтобы подниматься на палубу, множество мест для личных вещей и инструментов, откидной столик, удобные диваны и сиденья. По замыслу создателей, это должен быть «дом на воде», в котором путешествие становится приятным даже при наличии маленьких детей
  • Металлическая рубка, которую производители предлагали заказывать дополнительно, предоставляет защиту от солнечных лучей, ветра, брызг и т. д. В ней предусмотрен верхний люк для проветривания. Высота этой конструкции довольно приемлема для людей среднего роста. Однако, для мужчины от 195 см пространства маловато. Наделка запирается на навесной замок, защищая транспортное средство от непрошенных гостей
  • Очень просторная палуба, где пассажирам будет вольготно не только ездить, но и спать. Поролоновые матрацы покрывают раскладные койки, доходящие в длину до 1,75 м.
  • Так как вся кладь помещается в обширную систему хранения вещей и снаряжения, под ногами ничего не лежит и не затрудняет проход к корме, который, в свою очередь, свободен в силу удачного размещения продольных рундуков
  • Топливный отсек — мечта капитана, ибо вмещает в себя 7 емкостей для горючего стандартного в то время 20–литрового объема
  • Глиссер не боится идти против надвигающейся волны вследствие килеватых обводов днища и бортов, обладающих неплохой высотой
  • Устойчивость к коррозии предполагает длительный срок службы модели
  • Продукция рассчитана на 2 достаточно сильных двигателя. Соответственно, скоростные характеристики у нее соблазнительны для любителей быстрых прогулок
  • «4» отличаются скоростными возможностями и хорошей способностью глиссировать

Мотолодка «Крым». Непобедимая легенда и сегодня в лидерах

Небольшая статья об этой легендарной лодке. Сначала плюсы. Минусы — в конце статьи. Они тоже, есть. Кто захочет обсудить — пишите в комментариях. Иногда их читать — интереснее, чем саму статью.

Основные характеристики лодки «Крым»:

Длина 430 см. Ширина 160 см. Угол килеватости на транце 4.5 гр. Масса 190 кг. Грузоподъемность 400 кг. Макс. допустимая мощность 30 л.с.

Почти 50 лет лет назад, началось изготовление этой легендарной лодки! У многих моих знакомых, «Крым»-ы, которым по 40 лет. Моя лодка 1990 года рождения. Купил в 2011 году. И пока нет планов, менять «Крым» на другую лодку.

До него у меня было несколько советских мотолодок — Обь3, Казанка 5м3, Казанка 5м2, Прогресс 4.

Лодка у меня, для рыбалки на спиннинг — на Оби. Рыбачу и недалеко от города. И иногда — ухожу на несколько дней, вниз или вверх по реке. Вот статья о ночёвке, в этой лодке.

После покупки, пару месяцев, ходил под пятнадцатым «Мерком», оставшимся от ПВХ лодки. Даже с таким мотором, «Крым» выходит на глиссирование — с двумя людьми и небольшой загрузкой вещей. Когда один человек (водитель) сидит у кормы. Тем более — мотор румпельный.

«Крым» вообще — любит кормовую загрузку. Если основной вес груза сзади — лодка глиссирует, как говорят «на пЯточке».

Максимально разрешённая мощность мотора для этой лодки — 30л.с. Иногда ставят 40 или даже 50 (если ГИМС не возражает). Но больше 40 л.с. — смысла нет. Скорость больше 55 км/час., вряд ли сможете поднять.

На своём Suzuki DT 30, по гладкой воде и на штатном винте с шагом 13 — я смог разогнаться только до 49 км/час. Лодка у меня, для рыбалки. Да и я — не гонщик. Просто, экспериментировал.

Вот, на видео — 47. Но лодка была прилично загружена. Видео делал не для показателя скорости. А чтоб показать друзьям — вечернюю Обь.

Заранее извиняюсь, ветер шумит в микрофоне мобильника (которым снимал видео).

С винтом шаг 12 (Solas) мотор на этой лодке — легко выкручивает 6000 оборотов. Скорость при этом, не поднимается выше 36-37 км/час. (один в лодке, с малой загрузкой — по гладкой воде). Но в режим глиссирования — выпрыгивает, просто мгновенно. Это у меня, «грузовой» вариант винта.

Лодка «Крым» изготовлена из АМг 5 (алюминиево-магниевый сплав). От дюралюминия (из которого делали большинство советских клёпаных лодок) — АМг отличается высокой пластичностью. При сильных ударах, этот материал гнётся, а не ломается — как часто бывает с дюралюминием.

(о том, как устанавливал эхолот и защищал приборы от скачков напряжения —
в статье, по этой ссылке)
Крышку моторного отсека (он проектировался так, чтоб можно было в него — убирать мотор, на время хранения) — я не использую. Без неё — в этом отсеке можно расположить, не только бензобаки. Но и множество вещей — которые могут выпирать вверх. А крышка бы не позволила.

То, что нет самоотливного рецесса — я не считаю проблемой. Да, немного попадает дождь. Иногда — волна, если прошёл огромный катер, а «Крым» причален — кормой к волне. Но, между кокпитом и этим отсеком — герметичная переборка. Да и электропомпа работает исправно. Так что — это не пугает.

Корпус лодки «Крым» — сварной (клёпки есть — только по привальному брусу — в надводной части). Поэтому, с возрастом, эти лодки не начинают пить воду.

В кокпите (его размеры 2.05 х 1.3 м.), достаточно много места — несмотря на скромные размеры самой лодки. Для рыбалки одному или вдвоём — вполне достаточно.

«Крым» удобен для различного тюнинга. Его можно не только пилить и сверлить (но всё таки, старайтесь поменьше «кромсать» лодку). Но и заварить потом, распил или отверстие. Сварка АМг выполняется методом аргонодуговой сварки.

Скажете — только хвалю «Крым»?
Нет ))) Про минусы — в конце статьи.
Если интересно — вот статья о том, как красили лодку

. Про обработку, выбор краски.. Потом — небольшой тюнинг (тент, сиденья и проч. ). Тут — первая половина тюнинга. В этой фотографии — несколько (можно листать)

Корпус лодки — очень прочный и надёжный. Несмотря на, не самое толстое (по сегодняшним меркам) днище (2мм.) — «Крым» выдерживает удары на большой волне (до 0.75м. высотой). Правда, пассажирам в лодке — не позавидуешь )))

Форштевень — не гнётся и не ломается, при ударах о незамеченный топляк или при жестком причаливании в берег. Грамотно посчитанные, широкие брызгоотбойники — никакого забрызгивания на волне. Стекло угловатой, устаревшей формы — но свои задачи выполняет. Можно смотреть поверх стекла — а поток ветра, отбивается выше головы.

Транец лодки — желательно усилить, даже если мощность мотора не превышает разрешённые 30 л.с. И следите за этими местами соединения транца с корпусом. Без усиления, они могут лопаться (появляются трещины).
Кому интересно — об этом будет подробная статья. Подпишитесь на канал, чтоб не пропустить.
Несмотря на высочайшую коррозийную устойчивость АМг, в местах контакта алюминия с большинством металлов возникает электрохимическая коррозия алюминия.

Недостатки

  • Несмотря на большой перечень несомненных достоинств, есть минус, который нивелирует заслуги конструкторов — слабое днище. До серийного номера 1000 заводчане успели выпустить отличные по качеству изделия, до сих пор исправно несущие службу владельцам. Потом было принято решение заменить полноценные реданы на уголки. В итоге такого рационализаторства низ судна стал бояться ударов о воду. В районе фальшреданов начали появляться трещины, из–за которых хозяева имели возможность лицезреть трещины и протекание влаги вовнутрь
  • Из предыдущего недостатка следует предупреждение: нерадивый обладатель такой эксклюзивной модели «убьет» ее за сезон. Нужно постоянно проверять состояние дна. Иначе деформации и дефекты станут необратимы. Трещинки нужно устранять: заклепывать или заваривать сразу же. Исправить положение может основательный тюнинг нижней части корпуса
  • Скорость «на полную» мощность, допустимую по паспорту, усугубляет состояние моторки. Удары о водную поверхность приходятся больше на корму и уголки отрываются, 60 сил — слишком много при таком недостатке. Для долгосрочного использования плавсредства необходимо придерживаться потолка от 40 до 45 л. с.
  • Лобовое стекло в грозы и дождливую погоду пропускает влагу в кокпит
  • Транец необходимо подгонять под современные ПМ, приподнимая до нужной высоты
  • Тросы дистанционного управления реверсом и газом недостаточно длинные, есть неудобства в управлении ими
  • По жалобам обладателей версии «4», на нее был поставлен крайне неудачный водомет. Также пластик изнашивался довольно быстро. Были претензии к состоянию блоков плавучести
  • Отдельно у вышеупомянутого катера стоит отметить надежность силового набора: готовый формованный набор приклеивался мокрыми уголками. От 2 стрингеров в стороны присоединены не целые, а состоящие из кусков шпангоуты. Что остается от такой сборки спустя какое–то время видно на фото

Достоинства «Крыма», проверенные временем

Данное судно эксплуатируется десятки лет и за это время действительно доказало свою стабильность и надежность. Из «вечных» плюсов лодки «Крым» следует выделить:

  1. Повышенную прочность корпуса. Используемый сплав крепок сам по себе, но в сочетании с крепкой сваркой швов конструкция получает еще больше износостойкости.
  2. Относительно легкий вес. Для такого судна показатель в 190 кг вполне оптимален, особенно при сравнении с другими металлическими плавсредствами.
  3. Возможность выходить на морские просторы. Лодка не «ныряет» в волну, и хорошо держится на легкой качке.
  4. Глиссирование. Малая килеватость корпуса позволяет лодке легко выйти на глиссирование даже с большой нагрузкой и слабым двигателем.

Это те свойства, за которые катер прославился и его до сих пор охотно покупают с рук практически в любом состоянии.

История и цели создания

Лодочная серия появилась благодаря талантливому конструктору Г. В. Нелипе, занявшему одно из призовых мест в известном конкурсе проектов малого водномоторного транспорта. Идея молодого инженера получила развитие в 1970 году в Перми на судостроительном . С 1970 до 1980 года производилась первая модификация. Все 80–е и первую половину 90–хх гг. Пермское и Хабаровское предприятия выпускали версии «1» и «М».

Продукция получила широкую известность и активно раскупалась в магазинах. Покупатели требовали продолжения удачно начавшейся серии и конструкторы ЦКБ «Нептун», один из которых, В. А. Баснин, как раз и озвучил «семейную» направленность новинки, принялись за новую модификацию. В 1978 году на гонках в Лиепае впервые общественности была представлена модель «3», получившая положительные отзывы экспертов, а также 2–е и 3–е места в классах Т–700 и Т–1000. Ко дню соревнований завод успел изготовить 50 единиц товара. Через год серийный представитель уже распространялся в полном объеме.

Версия с рубкой была запланирована, как полноценная модификация, но спрос на нее оказался маленьким, и наделка стала элементом, который отдельно заказывался по каталогу. 1984 г. ознаменовался премьерой четвертой серийной линии. Главное отличие заключалось в установке водомета на базе автомобильного двигателя «ЗМЗ–24–01». Руководитель проекта В. Нелипа получил от ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова высшую оценку мотора — отличный уровень КПД. Продолжительность изготовления «4» и «4П» была недолгой, поэтому эти экземпляры встречаются редко, купить или отремонтировать их сложно в силу недостатка запчастей и опыта работы с ними. В 80–е и 90–е годы интерес к этой продукции постепенно угас, вся серия остановилась.

Видео лодка Крым 3:

Немного о лодке «Крым» и ее модификациях

Впервые эскиз данного судна был продемонстрирован широкой публике в 1969 году, когда талантливый инженер В. Нелипа представил на конкурс маломерных судов свой проект. Главный приз он не забрал, но получил премию и заинтересовал крупных судостроителей. Поэтому уже в 1970 году мотолодка «Крым» попала на конвейер судостроительного (г. Пермь). Позднее выпуском судна наряду с Пермью занималась верфь в г. Хабаровск, а также было разработано пару модификаций, но об этом расскажем чуть позже. Сейчас же предлагаем узнать, какими характеристиками и особенностями наделена оригинальная моторная лодка «Крым».

Дизайн лодки и основные нюансы конструкции

Корпус судна выполнен из сплава алюминия с магнием (АМг5), обеспечивающего прочность и износостойкость лодки. Швы деталей обработаны сварочным методом, но для малой части соединений также используется клепка. Кроме того, следует отметить штамповку листовых частей и метод сборки «внакрой». Обшивка выполнена из металлического листа толщиной в 1,5 мм на корпусе и в 2 мм у днища. При этом лодка «Крым» отличается удобными размерами и малым весом.

Так, длина и ширина лодки «Крым» составляет 4,2 м и 1, 6 м соответственно. Примечательно, что размеры корпуса «Крыма» можно уменьшать, т.к. конструкционно катер составлен из 4 секций. При желании можно разобрать корпус и устранить одну-две секции, таким образом уменьшив общие габариты судна. Но чтобы соединить детали заново потребуется аргоновая сварка, которой обрабатываются алюминиевые листы. Так что такой тюнинг возможен, но ввиду высокой трудоёмкости редко применим.

Если же говорить о том, сколько весит лодка «Крым», то здесь все тоже довольно приятно. Учитывая, что корпус сделан из прочного металлического сплава, а габариты довольно обширные, масса катера невелика. Так, собственный вес лодки «Крым» вместе с установленным оборудованием составляет всего 190 кг, что позволяет легко управляться с судном при транспортировке, посадке на мель и в других ситуациях. При этом грузоподъемность судна рассчитана на 400 кг, чего достаточно для перевозки 4 пассажиров и дополнительного груза.

И, наконец, дизайн лодки отличается цветовым многообразием. До уровня привального бруса лодку «Крым» покрывали краской красных оттенков, а борта и днище выделяли ярким желтым цветом. Изнутри металлический корпус обычно обрабатывали серой эмалью с отливающими светло-голубыми тонами. Также довольно распространено было исполнение корпуса в зеленых оттенках и стиле «хаки». Сегодня же каждый владелец может с легкостью оформить дизайн судна на свой вкус, так что этот критерий выбора уже мало актуален.

Отличительные особенности лодки «Крым»

По назначению данная модель универсальна: моторный катер «Крым» подойдет и для прогулок, и для скоростных заездов, и для рыбалки с охотой. С минимальным весом катер передвигается со скоростью 36 км/ч, а при полном «загрузе» средняя скорость понижается до 30 км/ч. Перемещаться на судне можно по рекам, озерам и прибрежной морской линии, но только если высота волны не достигает 0, 75 м (волнение до 3 баллов), а расстояние ухода от берега не превышает 3 км. Такие ходовые характеристики лодки «Крым» обеспечены габаритами и продуманным строением судна. При разработке лодки инженеры руководствовались следующими принципами:

  1. Ставка на повышенные прочностные свойства материалов.
  2. Поиск идеального соотношения длины и ширины корпуса.
  3. Легкость и надежность управления.
  4. Максимально полезное использование пространства кокпита.
  5. Удобство нахождения пассажиров на судне.

Возможно будет интересно: Моторные лодки и катера российского производства — обзор производителей

Под эти цели проводилось тщательное проектирование всех составляющих корпуса, и в том числе много внимания уделяли прочности днища.

Дно катера укреплено штампованными шпангоутами, а дополнительную жесткость придает сборка шпангоутов со стрингерами смешанным методом. Кроме того, корпус имеет специальные обводы, выпукло-килеватые формы которых придают лодке повышенные гидродинамические свойства. Вкупе с широким брызгоотбойником, расположенным к бортам под углом 90°, эти детали обеспечивают высокую скорость судна и минимизируют тряску, колебания, сбив курса и попадание брызг на палубу.

Носовая часть судна запалублена и декоративно оформлена ребрами жесткости. Кокпит открытый, но от брызг его защищает ветровое стекло с бортовыми щитками. Пространство кокпита насчитывает 2, 05 м длины и 1,3 м ширины, что позволило удобно разместить панель управления и сделать просторные и экономные пассажироместа. Так, кресла водителя и пассажира оборудованы откидными спинками и поворотным механизмом, а кормовой диван представляет собой «крышку» багажного отсека. На лавке удобно размещаются 2-3 человека, при этом под скамьей предусмотрено места для перевозки лодочного мотора. Все сиденья съемные и при необходимости можно разместить их на пайоле, оборудовав широкое спальное место на 2-3 человек.

И к слову о моторах. «Крым» оснащен дистанционным рулевым управлением, позволяющим легко запускать мотор, маневрировать и быстро останавливать лодку. Под двигатель предусмотрен транец, отделенный от кокпита водонепроницаемой переборкой. Причем и переборка, и транец оснащены водосливными клапанами, которые можно открывать и при движении лодки. Рядом с перегородкой находится уже упомянутый отсек, предусмотренный для хранения мотора в положении «поперек».

Также следует упомянуть пенопластовые блоки плавучести, закрепленные под носовой и кормовой частями «Крыма». Они позволяют лодке ровно удерживаться на плаву при обильном подтоплении. Крайне запрещено вынимать блоки перед выходом на воду, т.к. это приведет к неустойчивости и риску переворота судна.

Остается добавить, что в комплекте с лодкой покупатель получал навесной тент, комплект сланей, 2 весла, запасные блоки плавучести и другие компоненты. Конечно, если б/у катер «Крым» прошел не через одни руки, большинство аксессуаров наверняка утрачено, но ввиду масштабности производства оригинальные комплектующие можно и сейчас найти на вторичном рынке. Впрочем, также можно легко заменить их и на современные материалы.

Вот за такие отличительные черты, данное судно и полюбилось многим еще со времен первого выпуска 1970-ого года. Позднее конструкцию продолжали улучшать, и в итоге за период с 1970 по 1992 г.г. мотолодка «Крым» выпускалась в трех вариантах. Существовала даже четвертая модификация, но ее в широкое потребление выпустить не успели. Итак, поговорим подробно о трех версиях этого знаменитого судна.

Таблица характеристик

«3»«4П»«4»
Длина наибольшая, м4,75,55,5
Ширина наибольшая, м1,82,082,08
на миделе0,81,01,0
в носу0,75
в корме0,73
Угол килеватости:
днища на миделе15 °
днища на транце7 °12 °
Масса с оборудованием и снабжением, кг245870 плюс–минус 30
Пассажировместимость, чел.555
Грузоподъемность, кг500450
Полное водоизмещение, кг74512801350
Допустимая мощность ПМ, л. с.50—6011070
Материал корпусаАМг5Встеклопластикстеклопластик
Технология сборкисварка

Внешний вид и особенности конструкции

«3»


«Крым 3» изготовлен из АМг5В — металла с высокой прочностью, пластичностью и устойчивостью к коррозионным процессам. Способ сборки смешанный, включает в себя аргоново–дуговую сварку и небольшой процент клепки. Корпус имеет скулы острой формы и выпукло–килеватые обводы с умеренно возрастающим углом килеватости от 7 ° на корме до 15 ° в районе миделя. К днищу приварены 4 продольных уголка, выполняющих функцию реданов.

Форпик вмещает в себя просторный багажный отсек, доступ в который происходит при помощи герметичного бомболюка на палубе. Он изолирован от кокпита переборкой сплошного типа. Необходимо отметить приятную деталь ветрового стекла — «Форточку». Место водителя расположено слегка непривычно, с правой стороны, что исключает появление крена в процессе поездок. Обитаемое пространство обустроено по принципу эргономики: каждый сантиметр должен использоваться, а каждый предмет — работать. Для увеличения используемого объема кокпита создатели совсем убрали бортовые потопчины, тем самым добавив до 3 см полезной внутренней площади.

Пассажирские места предоставлены двумя продольными рундуками, расставленными вдоль бортов и одним поперечным в кормовой части. Первые являются конструктивными элементами жесткости. Они имеют габариты 1,3 на 0,45 м, и каждый из них разделен на 2 сиденья вертикальной съемной спинкой, обитой мягким материалом. Таким образом, передний пассажир и его спутник сидят спинами друг ко другу.

Спинки при содействии шарнирных креплений вкладываются в пустые промежутки между кормовой и боковыми банками. Образуются 2 дивана для сна 1,58 м в ширину и 1,75 м в длину. Сверху на них кладется тюфяк с поролоновым наполнителем. Подобное решение применимо и как образование спальных мест, и как возможность поместить у одного борта 3 человека. Учитывая данный способ рассадки, можно взять на судно 7 седоков.

Правая боковая стенка оборудована раскладным столиком. В сложенном состоянии он прячется под крышкой банки у кормовой переборки. В бортовых поверхностях есть ниши для хранения различных вещей и личного скарба. Для облегченного подъема на палубу разработчики заботливо закрепили полочку–ступеньку, которую можно использовать как подставка под походную кухонную плитку. ДУ газ/реверс вмонтировано около рулевого управления, на расстоянии вытянутой руки. В панели есть ниша и запирающийся бардачок. Отсек в кормовой банке, находящийся у транца с подмоторной нишей, обладает великолепным объемом: в него помещается до 7 топливных баков по двадцать литров. Транец предполагает установку 2 двигателей одинаковой мощи или по усмотрению владельца, однако в допустимых пределах.

Некоторое время завод выпускал вариацию «3» с надставкой из легкого сплава на основе алюминия. Высота в рубке над пайолами до нижней части потолочного перекрытия — 120 см. От капитанского кресла до крыши над его головой — 95 см. В плохую погоду обитатели судна защищены от стихии со всех сторон: верх укрыт потолком с откидывающейся крышкой, к задней части ее приделывается панель, выполняющая роль двери со стороны кормы, по бокам устроены сдвигающиеся стекла. Если откинуть заднюю перегородку на форпик, получится открытая кабина, скрывающая под навесом лишь 2 передних места. Кабину можно надежно запереть на замок. Данная модификация тяжелее на 30 кг.

«4»

Фото лодки Крым 4:

С самого первого экземпляра серия эволюционировала в соответствии с современными тенденциями. Лодка «Крым 4» — это уже совершенно новая история. Начать нужно с того, что материалом в данном случае послужил стеклопластик. Корпус имеет полные носовые обводы выше ватерлинии. На днище расположены 3 пары реданов, имеющие разную длину и оканчивающиеся в области миделя. Килеватость дна у транца 12 °. Силовой набор отлит из стекловолокна: два продольных стрингера и приклеенные к ним шпангоуты, состоящие из двух половин.

Носовая часть запалубленная, плавно переходит в разборную рубку. Демонтированные, ее детали укладываются под пайолы и за бортовую защиту. На боковые стойки есть возможность поставить крышу разной степени закрытости, вплоть до з запирающейся двери. Габариты кокпита — 3,2х1,6 м. Полезное пространство увеличено за счет того, что движок сдвинут вправо к транцу, в угол. Задний диван отформован, как единое целое с кожухом мотора, накрытым пластиковым капотом, прикрепленным на петлях к транцу. Раскладные кресла монтировать можно в каком–угодно месте внутреннего пространства.

Для защиты трубы водомета разработчики применили довольно интересное решение: вокруг нее в качестве защитного кожуха отлита мини–палуба, препятствующая повреждениям различного типа. По ней удобно сходить на берег через корму. Багажные отделения находятся в носу, в бортовых полочках, в кормовом рундуке. Под капотом установлен двигатель «ЗМЗ–24–01», позаимствованный у авто «Волга ГАЗ–24». Водовод из стекловолокна пологий и короткий. Решетка, выполняющая забор воды, утоплена в дно, что делает поездки более безопасными. Инспекционный лючок встроен в водовод. Металлические детали отлиты из нержавеющей стали.

«4П» имела аналогичное строение, единственными отличиями которого стали: наличие подвесного агрегата, так как водометная установка оказалась недолговечной и быстро выходила из строя, раскладывающийся задний диван и 2 передних кресла, трап с поручнями на транце. Причиной изменений послужило то, что крымоводы начали требовать от заводчан замену движка на подвесной, но, при этом, не уступающий по мощности и скоростным характеристикам прототипу.

Общее расположение мотолодки «Крым-3»

Приводим краткое описание серийного «Крыма-3». Лодка имеет клепано-сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМг-5В. Материал корпуса позволяет эксплуатировать лодку в морской воде. В максимальной степени был использован принцип объединения в одном конструктивном элементе функций детали конструкции корпуса и детали обстройки или оборудования. Это позволило заметно уменьшить вес конструкции («голый» корпус весит 130 кг), количество деталей и протяженность соединений.

Применены выпукло-килеватые обводы с умеренной килеватостью днища (15° — на миделе, 7° — на транце). Размерения лодки приняты максимально возможными по условиям производства, но в то же время с расчетом на возможность обеспечения высокой скорости (при заданной грузоподъемности 500 кг) с моторами допустимой нашим любителям мощности (2 по 25 л. с.).

Принципиальное компоновочное решение — традиционное для большинства наших мотолодок. Форпик, использующийся в качестве носового багажника, отделен от кокпита сплошной переборкой на шп. 2,5. Крышка люка в носовой палубе имеет брызгонепроницаемое исполнение. Основное оборудование кокпита состоит из трех рундуков (двух продольных и кормового поперечного). Бортовые сиденья-рундуки (размеры в плане 1,3х0,45 м) снабжены спинками, которые крепятся на шарнирах и при оборудовании спального места откидываются в сторону кормы — в проем между бортовым и кормовым рундуками.

лучается койка длиной 1,75 м. В вертикальном положении спинка разделяет рундук на два сидячих места «спина к спине». К верхним штампованным крышкам рундуков пристегиваются поролоновые матрацы. Сами рундуки служат вместительными багажниками. Учтено положение многих владельцев лодки: форпик и все рундуки при необходимости могут быть заперты на висячие замки.

Поперечный кормовой рундук между подмоторной нишей и переборкой на шп. 8 предназначем для хранения топлива. Сюда входят семь стандартных 20-литровых канистр; таким образом, нормальный запас бензина составляет 140 л.

Кормовой рундук снабжен штампованной крышкой, открывающейся из кокпита. На нее также укладывается поролоновый матрац, так, что рундук служит при надобности сиденьем на три места или дополнительной койкой.

Всего в кокпите семь мест для сидения; паспортная же пасажировместимость (пять человек) установлена по грузоподъемности. Естественно, что «Крым-3» будет наиболее комфортабельным судном при экипаже — четыре, а во время длительных переходов — три человека. На правом борту в проеме между бортовым и кормовым рундуками легко устанавливается съемный столик. В походном положении он складывается и пристегивается к нижней поверхности крышки кормового рундука. В коробчатых конструкциях бортов оборудованы места для хранения мягких вещей или небольших предметов. Мягкие вещи можно укладывать и в полые спинки бортовых рундуков.

Предусмотрена посадка в лодку и высадка из нее через носовую палубу. Для этого средняя секция ветрового стекла сделана открывающейся — откидывающейся в нос и на левую сторону, а в носовой части кокпита под «форточкой» имеется своеобразная полочка-ступенька. В походных условиях на эту ступень удобно устанавливать портативную газовую плитку.

Пост управления расположен по правому борту. Это позволило, во-первых, компенсировать весом водителя крен от реактивного момента при работе гребных винтов, а во-вторых расположить дистанционное управление газом и реверсом мотора под правой рукой водителя. Вместе с тем конструкция бортовой, кормовой части палубной секции и всей «передней панели» выполнена совершенно симметричной относительно ДП, так что в случае необходимости рулевое управление может быть смонтировано и по левому борту — как обычно. В штатном варианте слева в панели оборудован шкафчик. Над полочкой-ступенькой в вертикальной стенке имеется ниша, удобная для хранения мелких предметов.

Для защиты от непогоды мотолодка «Крым-3» снабжена мягким тентом, в котором предусмотрены кормовые и бортовые окна из прозрачной немнущейся пленки. В передней части тента сделан застегивающийся на «молниях» клапан-люк, позволяющий выходить из лодки на носовую палубу при поставленном тенте. Свернутый тент и дуги складываются к выгородке подмоторной ниши так, что не мешают обслуживанию моторов и не портят «горбом» силуэта мотолодки. Непотопляемость лодки обоспечивается блоками пенопласта в полиэтиленовых чехлах, уложенных в носу (под настилом в форпике) и в корме — в кормовом рундуке.

Подуключины установлены перед ветровым стеклом. Грести можно, открыв среднюю створку ветрового стекла и сидя на крышке люка форпика спиной вперед, опустив ноги на ступеньку. Конечно, это не идеальное положение гребца, но на небольшие расстояния перемещаться можно.

Мотолодка оборудована отличительными, топовым и гаковым огнями, включение которых производится с поста управления лодкой. Здесь же на пульте предусмотрено гнездо для установки дистанционного тахометра (прибор ТС).

Испытания и эксплуатация опытных образцов «Крыма-3» показали достаточную мореходность мотолодки и удовлетворительные ходовые качества.

Схема

Оборудование и комплектация

Глиссер под номером «3» оборудован:

  • 2 веслами
  • ремонтной аптечкой
  • 2 бортовыми рундуками и 1 кормовым
  • рулевым ДУ
  • уткой–рымом
  • уключинами
  • тентом с окном из полиэтилена и дугами для его установки
  • калиткой ветрозащитной системы
  • черпаком
  • откидным столиком и мягкими спинками сидений
  • спасательным линем
  • блоками плавучести
  • ходовыми огнями
  • мягким матрацем на спальные места
  • полочкой для подъема на палубу

Усовершенствованная модель оснащалась рубкой, состоящей из крыши с люком, задней панели, окон.

Комплектация четвертой серии в периодике почти не освещалась, данных по оснащению практически нет. Имелись в наборе: разборная пластиковая рубка, ДУ и рулевое, рундуки, мягкий диван в задней половине кокпита, столик и нестационарные кресла, ветровое стекло и капот.

Характеристики лодки «Крым-3»

Общие сведения Мотолодка «Крым-3» была разработана в 1978 году ЦКБ «Нептун». При проектировании данной модели, разработчики уделяли наибольшее внимание таким характеристиками, как безопасность и вместительность. Основным предназначением судна является водная прогулка выходного дня. Кроме того, был осуществлен выпуск модификации мотолодки «Крым-3», оснащенная жесткой рубкой, которая имела массу 30кг. При изготовлении корпуса и рубки использовался алюминиево-магниевый (АМе5В) сплав. Необходимо отметить, что рубка разрабатывалась с учетом повышения комфорта для экипажа, именно поэтому ее высота была увеличена, что являлось не свойственным для мотолодок аналогичного класса.

Корпус Судно обладает корпусом остроскулым выпокло-килеватной формы, клепано-сварной конструкции изготовленной с использование морского алюминия. Толщина днища составляет 2 мм, толщина бортов — 1,5 мм. Кроме того, непотопляемость корпусу обеспечивают встроенные блоки плавучести из пенопласта, размещенные под кормовым рундуком, а также в носовой части кокпита.

Кокпит «Крым 3» располагает кокпитом, компонующийся автомобильным типом. Кроме того, в судне использовались передовые решения компоновки для того времени — откидная «калитка» ветрового стекла, а также перенос рулевой колонки. Установив рулевое место по правому борту, разработчиками была решена проблема крена катера, появляющаяся в результате действия гребных винтов при экипаже, состоящем из одного водителя. Изготовили более удобный ухват рычага под правую руку управления дроссельной заслонкой, поскольку, как правило, автомобилистов являются правшами. Кроме того, разработчики отказались от бортовых потопчин в пользу увеличения площади внутреннего кокпита. Что позволило совершать посадку/высадку команды через носовую палубу при помощи откидной «калитки», расположенной в конструкции остекления. Багажное отделение отделено от кокпита переборкой, а доступ в него осуществляется через крышку, расположенной в палубе. Несмотря на то, что экипаж мотолодки «Крым-3» допускает лишь пяти членов, внутри находится семь сидений. Стоит отметить, что передние сиденья сдвоены и могут раскладываться, при этом вдоль бортов создаются спальные места длиною 175 см. Также за правым сиденьем оборудован откидной столик.

Обитаемость

«Крым 3» — одно из лучших суден в плане комфортабельности, оправдывающее цели его создания. Для поездок компанией или семьей инженеры предусмотрели максимум удобств: с момента подъема на палубу до ночевки. Обилие отделений для размещения багажа в форпике, в боковых стенках и диванчиках позволяет поддерживать порядок в кокпите. В итоге все вещи находятся на своих местах, под ногами ничего не валяется. Люк в запалубленной части широк для беспрепятственного доступа к снаряжению и инструментам. Система хранения, с суммарным объемом 0,84 м3, обеспечена навесными замками.

Площадь жилой отсека составляет 4,74 м2. По документам пассажирских мест 5, но на случай необходимости команда Нелипы предусмотрела 2 запасных. Четверо седоков усаживаются на бортовых рундуках лицами друг от друга, опираясь на спинки, обтянутые поролоном. Задний диван может приютить еще одного человека. Оборудование спального места осуществляется достаточно легко: спинка с креплениями в виде шарниров просто перетягивается в свободный промежуток у поперечного дивана. Получается полноценная койка для взрослого человека.

Сверху кладется набитое мягким материалом покрывало. Так на борту отдохнуть или переночевать могут как минимум 2 обитателя. Но на этом бонусы не закончились. На одном из бортов в проеме между бортовым сиденьем и кормовым прикреплена столешница. В откинутом положении она превосходно выполняет свою функцию. Лобовое стекло имеет дверцу посредине, столь желанную для хозяев других известных брендов. Рулевое управление изначально стоит справа, однако возможен монтаж и с другой стороны.

Выход на форпик осуществляется при помощи небольшого ящичка, функционирующего, как ступенька и подставка для походной варочной панели. Под торпедой в панели управления есть шкафчик, а на ней — выемка для тахометра. Мягкий раскладной тент крепится на дуги, имеет прозрачные вставки, люк на молнии для доступа на палубу. В сложенном виде, накидка занимает место у выгородки рецесса.

У конструкции с алюминиевой рубкой надставка идет в продажу в разобранном виде. Если нет необходимости ее собирать, то комплектующие вкладываются в оборудованные для этого карманы под пайолом и по бортам. Детали соединяются винтами. Крыша у собранной кабины расположена на приемлемом уровне: от пола до потолка 120 см, от сидений — 95 см. Верх надставки может быть полуоткрытым, открытым и полностью закрытым, в зависимости от погодных условий. Задняя панель выполняет роль дверцы.

Лодка «Крым 4» подобна машине класса «Люкс» — просторная, обитая изнутри мягким материалом, с обилием ниш, полочек и большим носовым отсеком для багажа. Кокпит из стекловолокна обладает превосходным объемом полезной площади: больше трех метров в длину и полутора в ширину. Диван расположенный в хвосте выштампован при формовании моторки, а стационарных сидений нет. Вместо них есть раскладывающиеся сиденья, которые устанавливаются там, где это необходимо.

Рубочная надстройка в холодное время года целиком закрыта со всех сторон: стеклянные окна по бокам, 3 сегмента крыши, а также перегородка с вмонтированной дверью. В солнечную жаркую погоду формируется навес над капитаном из двух верхних секций. А когда тепло, но пасмурно или дождь — устанавливаются все элементы, кроме панели у кормы. Образуется проветриваемый коридор, защищающий пассажиров от непогоды. Разобранные элементы прячутся под поверхность пола или за планширь. По отзывам потребителей в каюте не будет тесно двум рослым мужчинам, трем и более в ней просто не поместиться. Обогрев, к сожалению, отсутствует.

Мотолодка «Крым-3». Основные технические характеристики моторной лодки «Крым-3»

Мотолодка «Крым-3» выпускается Пермским судостроительным , по проекту, разработанному ЦКБ «Нептун».

Проектированию «Крыма-3» предшествовал анализ опыта эксплуатации серийных прогулочно-туристических глиссирующих мотолодок. В частности, рассматривались наиболее распространенные варианты их использования. Конструкторы пришли к выводу, что главным целевым назначением мотолодки остается проведение на ней выходных дней и отпуска семьей из трех-четырех человек. В связи с этим и была сформулирована основная идея проекта: обеспечить максимальную вместимость при достаточно высоком уравне комфорта, удобство и безопасность использования мотолодки в туристическом походе (при шлюзовании и в других ситуациях).

Наибольшее внимание было уделено полезному использованию внутреннего объема. Мы полностью отказались от бортовых потопчин, что дало возможность сделать кокпит существенно — на 250-300 мм — шире.

Сравнение «Крыма-3» с серийными мотолодками показывает, что общий объем багажников на нем больше, чем, например, на имеющем практически те же размерения «Прогрессе-4», в 2,5 раза, а площадь кокпита увеличена более чем на треть — на 35%.

Непотопляемость

У «3» запас плавучести представлен пластинами пенопласта, запаянными в герметичные полиэтиленовые упаковки. Конструкторы грамотно поместили их в форпик и в кормовом отсеке в рундуке у рецесса. Но! Все усложняют возможные протечки днища по причине его ненадежности.

Информации по непотопляемости следующей версии в официальных источниках нет, но на форумах есть негативные отзывы о недолговечности блоков плавучести. Что касается остойчивости, то здесь все однозначно: высокие борта, осадка при полной загрузке не более 30 см и способность справляться с различными волнами создают великолепные условия для безопасного выхода на воду.

Ходовые качества

Нелиповцы проделали колоссальную работу, чтобы в полной мере раскрыть мореходность третьей серийной представительницы. Конструкция позволяет довольно быстро и легко выходить в глисс. Два ПМ обеспечивают хороший запас мощности, что, в свою очередь, дает отличные скоростные характеристики. Выпукло–килеватые, острые очертания в носу придают мотоботу способность преодолевать встречную волну. Борта не заливает при поперечном волнении. Скорость под отечественными ПМ достигает более 40 км/ч, но при преувеличении ее наблюдаются удары дна о воду и оно быстро и необратимо выходит из строя.

Катер под номером «4» по паспорту способен ходить по мелководным участкам до 0,5 м, а дальность поездок при волнении 1 балл — 200 км. Обладал бы превосходными ходовыми характеристиками, если бы не постоянно ломающийся водомет. В противоположность данному устройству, корпус шикарно покоряет волны. Автомобильный двигатель в краткий промежуток времени набирает обороты, а переход к глиссированию практически неощутим. Полные обводы выше ватерлинии в носовой части исключают рыскливость.

Уникальная способность плавсредства — оно умеет подходить к берегу на самых малых оборотах, а также — сниматься с мели, просто размывая ее напором воды. К достоинствам добавляется маневренность, проходимость, короткий тормозной путь в 6—7 м. В корме повышают поворотливость скошенные участки скулы.

Общее описание лодки «Крым»

Начало выпуска моторной лодки «Крым» приходится на 1970 год. С течением времени конструкция подверглась модернизации и появилась модель «Крым-М». После усовершенствования лодка имеет несколько особенностей, которых в первоначальном «Крыме» не было:

  • увеличена прочность всего корпуса;
  • расширено количество вспомогательных элементов для пассажиров;

  • появился «бардачок» с хорошей вместимостью;
  • расширена приборная панель;
  • днище обладает более мощными и расширенными шпангоутами в форме П;
  • переработана конструкция моторного отсека и транца с целью увеличения производительности и жёсткости;
  • добавлен самоотливной рецесс (в отдельных моделях).

Тип обводов не отличается, соответственно, внешние различия незначительные. Производством стандартной модификации занимался завод в Хабаровске, а улучшенная модель производилась Пермским . Обе модели производились до 90-х годов, сняты с производства в середине десятилетия.

Обе модели состоят из алюминия с добавками магния. Использование алюминиево-магниевого сплава (АМг5) обеспечивает высокую прочность корпуса. Для соединения конструктивных элементов между собой используется аргонодуговая сварка. Благодаря использованию справа обеспечивается высокая устойчивость конструкции к коррозии, соответственно, лодка может задействоваться для морских путешествий.

В области днища лодка имеет толщину обшивки 2 мм. По краям, на палубе и бортах толщина составляет 1,5 мм. Большинство сборных деталей выполнены посредством штамповки из листов. Корпус стандартного «Крыма» изготавливается по смешанной методике – шпангоуты и стрингеры имеют продольные направления. Лодка «Крым-М» использует более прочное днище со шпангоутами из профиля в форме буквы П.

Лодка «Крым» в области днища имеет выпукло-килеватые обводы для придания оптимальных гидродинамических свойств. Скуловой брызгоотбойник обеспечивает оптимальную скорость движения и минимальные колебания, тряску, брызги. Плоскость брызгоотбойника составляет 90° по отношению к борту. Лодка «Крым» имеет многочисленные видео по использованию, которые помогут определить потенциальному покупателю качество хода.

Характеристики лодки «Крым» обеспечивают возможность путешествовать на расстояния до 3 км от береговой линии. Конструкция рассчитана на использование в море, соответственно, лодка выдерживает волны высотой до 75 см. Алюминиевые лодки «Крым» предназначены для выхода в плавание при волнении до 3 баллов. При использовании в качестве прогулочного катера рекомендуется устанавливать двигатель до 40 л. с., этого достаточно для продолжительных путешествий.

Лодка «Крым» позволяет осуществлять путешествия в 4 человека, что видно на фото. В весовом эквиваленте катер выдерживает 400 кг полезной массы. В области кокпита находятся сидения для пассажиров габаритами 2,05х1,3 м. На носу имеются 2 спинки с независимой регулировкой, они обладают съёмным механизмом. При необходимости перейти на вёсла, спинки откидываются назад. Спинка на корме рассчитана на 2–3 места, выполнена цельно. При откидывании можно получить доступ к багажнику. Все сидения снимающиеся, из них можно формировать мягкую и просторную постель для 3 человек.

Спереди устроен дополнительный багажник, закрывающийся специальной дверцей с откидным механизмом. Конструкция позволяет свободно находиться водителю и пассажиру, сидящему спереди. Защитное стекло изготавливается из плоских панелей.

Моторная лодка «Крым» отличается характеристиками в отношении водонепроницаемого моторного отсека, в ней устанавливается специальная крышка. Она поглощает звук для комфорта пассажиров и предотвращает попадание воды. В области переборки и транца предусмотрены устройства для слива. В конструкции транца имеется пробка на пружинном устройстве, которая может открываться даже во время поездки. Дополнительно в отсеке для мотора содержится бак. Размеры транца позволяют устанавливать 2 мотора.

Для управления задействуется рулевое устройство:

  • рулевое колесо, находится спереди кокпита, в левой его части;
  • штуртросовые проводы для закрепления с четырьмя шарнирными блоками;
  • компенсатор пружинного типа, предотвращающий напряжение в штуртросе;
  • дополнительно устройство комплектуется пультом дистанционного управления, который позволяет давать газ или включать реверс.

В основе конструкции лежит 4 ключевых секции. Размеры лодки «Крым» можно уменьшить, разобрав её, но для соединения используется аргоновая сварка, которой обрабатываются листы по всему периметру скуловых угольников. Для усиления бортов встроены карманы с повышенной жесткости, они же выполняют задачу фиксации сидений. Дополнительно в карманы можно складывать небольшие предметы из снаряжения. Длина лодки «Крым» может быть уменьшена в 4 раза с помощью разборки. Все секции листового металла используют соединение внакрой.

Стандартная покраска корпуса подразумевает 2 основных цвета: красный – им проводится покраска лодки «Крым» до уровня привального бруса, а днище и борт выполняются в жёлтом цвете. Изнутри металл покрывается серой эмалью со светло-голубым оттенком.

Доработка лодки «Крым» для обеспечения непотопляемости потребовала введение пенопластовых плавучих блоков, которые закрепляются под кормой или на носу поблизости форштевня. Даже при полном затоплении катер остаётся над уровнем воды.

Днище имеет небольшую килеватность, что обеспечивает удобное передвижение и состояние глиссирования даже при большой нагрузке. При максимальной загрузке снижается общая манёвренность.

Таблица скоростей

Наименование ПМ серии мотолодки «3»Количество моторовЗагрузка, кгСкорость, км/ч
Mercury 50138053
Yamaha 90125072
Вихрь–25118030
Вихрь–25218043
Вихрь–25135025
Вихрь–25240439
Вихрь–25250039
Вихрь–30118040
Вихрь–30135035
Вихрь–30145030
Нептун–23118030
Нептун–23218043
Нептун–23135026
Нептун–23250040

Под мотором

У версии «Крым 3», сконструированной под спарку ПМ, дает хорошую скорость «Нептун» — 30 км/ч и до 40. Соотношение полезной нагрузки и скорости при спарке «Вихрей–М» — 180х43, 500х40 килограмм на км/ч. Мощность ПМ 60 л. с. не приветствуется в целях сохранности корпуса.

Отличие «4» — интересное сочетание движка от «Волги» типа такси и водомета собственной разработки команды конструкторов. Частота вращения в рабочем режиме 2900 об/мин эквивалентна 70 силам. Моторесурс в таком режиме составляет до 800 часов, а расход горючего при этом — 19 литров в час. Четырехлопастное колесо имеет шаг 250—260 мм. Тяга на швартовах — 385 кгс.

Крутящий момент на вал колеса передается при помощи зубчатой цилиндрической передачи в пределах 1:1. Вал расположен настолько горизонтально, насколько это возможно. Поэтому водовод не длинный, пологий, имеет слабое гидравлическое сопротивление. Водный поток идет вдоль вала и не создает ненужных завихрений. Водовод выполнен из стекловолокна. Рабочее колесо крутится в кольце из стали, вклеенном в водовод. Ступица увеличенного диаметра создает равномерное ускорение потока.

Тюнинг

Так как плавсредства обеих вариаций спорные, имеющие в равной степени сильные плюсы и минусы, тюнинг может быть бесконечным и безграничным.

У варианта «3» самое благодарное и основополагающее изменение — полностью заменить дно и уголки. Умельцы, решившиеся на этот довольно затратный шаг, отмечают восстановившийся баланс ходовых качеств и скорости, а также увеличивающийся срок службы изделия. Подъем транца своими руками, замена ветрового стекла и тросов управления — мелочи, улучшающие качество прогулок по воде.

С четверкой чуть-чуть сложнее. Эта модель очень редкая. Как правило, какая досталась, с такой и «сотрудничает» мастер. Те, кому попался водомет, но среда его обитания будет средне– или глубоководная, переделывают его под ПМ. Если все совпало, то первым делом следует полностью менять водомет, силовой набор, определиться с незаменимостью рундуков и каюты. Происходит доработка кокпита.

Отзывы

Если по первой рассматриваемой моторке есть достаточно информации на форумах от ее владельцев, то по второй сведения старые, обсуждений почти нет. Но, в целом, отзывы теплые. Единодушно хвалят обводы и гидродинамику корпуса и ругают качество сборки, а также используемый материал. Возможно, недочеты образовались по причине отсутствия единого беспрерывного производства серийных моделей. Отдельные процессы происходили в абсолютно разных цехах и даже заводах. Для того, чтобы получить верного помощника на многие десятилетия — придется вложить в доработку свое время, силы и финансы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]