В свое время, когда жил еще царь Хаммурами, он утверждал, что время, проведенное на рыбалке, в учет общего времени жизни не входит. Об этом утверждают и многие граждане, которые любят проводить часть своего свободного времени на рыбалке.
Как правило, большая часть рыболовов владеют лодкой. Многие лодки, особенно современные, укомплектованы бензиновыми двигателями. Да и лодка без мотора, особенно если приходится рыбачить на водных просторах большого озера становится обузой, которая требует огромных затрат, сил и энергии для передвижения. И здесь обязательно нужен мотор: бензиновый или электрический – без разницы.
И все же, особое внимание следует уделить электрическому мотору, потому что:
- электрические не требуют для своей работы ни масла, ни бензина, а значит, нет выхлопных газов, что не наносит вреда природе;
- электромоторы меньше по размерам, имеют меньший вес и не занимают много места. Особенно это актуально, если рыбачить приходится далеко, и каждый килограмм лишнего веса всегда ощущается;
- они намного выгоднее бензиновых собратьев в экономическом плане;
- современные конструкции собраны на современных деталях, разработанных по современным технологиям, поэтому при минимальном весе обладают максимальной мощностью.
Но эти утверждения имеют место в том случае, если владелец лодки уже имеет электромотор и ощутил подобные преимущества в полной мере. А что же делать, если его нет? Значит, его нужно сделать самому.
Электромотор из дрели
Многие предприимчивые владельцы лодок используют дрель или шуруповерт, которые работают на аккумуляторах, поскольку принцип работы промышленного образца электромотора основан на таком же принципе. Основная схема компоновки подобного агрегата практически одинакова для всех моделей и выглядит следующим образом:
- аккумулятор является источником питания;
- электромотор выполняет роль лодочного двигателя;
- гребной винт с редуктором является рабочим инструментом, обеспечивающим передвижение лодки по воде;
- блок управления – состоит из ручки поворота направления движения и изменения скорости вращения электромотора.
Практически все элементы можно обнаружить в электродрели или шуруповерте. При этом следует учитывать тот факт, что промышленные устройства имеют герметичное исполнение, что позволяет основным узлам находиться в воде.
Если использовать электродрель, то желательно, чтобы она располагалась подальше от воды. Это единственная проблема, довольно серьезная, которая требует технического решения. Малейшее попадание воды на блок управления способно вывести его из строя, что приведет к остановке лодки.
Достоинства подобной модели
Если брать электродрель, то следует всегда помнить, что основную его ценность составляют двигатель и блок регулирования оборотов (кнопка). Выбор дрели или шуруповерта, сопряжено с некоторыми достоинствами, по сравнению с покупкой промышленного лодочного мотора:
- по цене, это приобретение обойдется намного дешевле, чем покупка заводского образца;
- согласно законодательства, необходимо придерживаться требований, связанных с мощностью двигателей, используемых на различных водоемах;
- электродрель работает от аккумулятора или других источников электропитания с подходящими параметрами;
- электродрель легко поддается ремонту, благодаря наличию на рынке достаточного количества запасных частей.
Подбор мощности
Выбирая дрель, следует брать во внимание тот фактор, что она, в основном, предусмотрена для работы в циклическом режиме. Если дрель будет установлена на лодке, то нужно рассчитывать больше на непрерывный цикл работы. Это означает, что нужен запас мощности, иначе дрель будет перегреваться.
В таких случаях, следует останавливать свой выбор на мощности от 150 W и больше. Запас мощности позволит работать с гребным винтом диаметром 130-150 мм. Кроме этого, нужно учитывать, что общий вес лодки будет соответствовать 300 кг, не больше. Можно считать, что это предельный вес.
Подбор рабочего напряжения
Следует сразу же обратить внимание на тот факт, что дрели и шуруповерты выпускаются на различное рабочее напряжение, такое как 12 V, 14,5 V, 16 V, 18 V и 24 вольта. На такое же напряжение выпускаются и аккумуляторы. И все же, емкости стандартных аккумуляторов, которые обслуживают работу электродрели или шуруповерта в классических условиях работы, не хватает, чтобы обеспечить необходимое движение лодки на воде. В связи с этим, лучше обратить внимание на автомобильный аккумулятор, который обладает гораздо большей емкостью. А поскольку автомобильный аккумулятор выдает под нагрузкой 12 V то и дрель следует выбирать с рабочим напряжением 12 V.
Естественно, что можно сделать батарею аккумуляторов из набора выпускаемых аккумуляторов для электроинструмента на любое напряжение, но это может обойтись гораздо дороже.
Необходимые инструменты и материалы
Для подобного приспособления понадобятся следующие детали:
- электродрель для мотора;
- струбцины для крепления мотора (дрели). Подойдут как готовые заводские, так и кустарного изготовления;
- редуктор от болгарки подходит, если мотор будет установлен на транце лодки;
- трубки круглые диаметром 20 мм и трубки, профилированные 20х20 мм. Из них будет сделана штанга и крепление для мотора (дрели);
- круглый прут из металла, из которого будет сделан вал мотора, а также листовой металл для гребного винта.
Для работы могут понадобиться следующие инструменты:
- ножницы по металлу;
- сварочный аппарат, хотя можно обойтись и без него;
- электродрель и набор сверл;
- болгарка с отрезными и шлифовальными кругами;
- если в конструкции предусмотрено дерево, то гвозди или саморезы (а также дерево).
Механизм подъема для крыльчатки
Наличие подъемного механизма кардинально упрощает работу и обслуживание всей системы, тем более, что встречаются случаи, когда необходимо срочно поднять гребной винт. Как правило, подобный механизм управляет положением электродвигателя во всех плоскостях (вертикальной и горизонтальной).
Как вариант, можно предложить следующую конструкцию подобного механизма: на транце лодки крепится мотор с помощью струбцин, которые жестко фиксируются к пластине. Струбцины снабжены кольцами, сквозь которые продета трубка, а к приваренной по центру трубки оси продевается вал мотора. Получается очень простое шарнирное соединение, которое может обеспечить нормальное управление мотором.
Крепление редуктора и изготовление гребного винта
Насколько известно, дрель предназначена для сверления отверстий и имеет высокие конечные обороты, что не приемлемо для обеспечения работы гребного винта, который работает на оборотах, более медленных. Поэтому, чтобы уменьшить обороты, передаваемые на винт, требуется установка редуктора. Иногда их нужно 2 штуки, в зависимости от конструкционных решений. Верхний редуктор должен понижать обороты дрели с 1500 до 200-300 оборотов, что обеспечит нормальный ход лодки.
Нижний редуктор служит для горизонтальной установки гребного винта. При использовании редуктора от болгарки, его просто зажимают в патроне дрели.
Изготовление пропеллера гребного винта начинают с разметки его на отрезке стального листа. Как уже было сказано выше, его диаметр должен быть не более 130-150 мм. Можно взять квадрат металла, размерами 200х200 мм и толщиной 2,5-3,0 мм. Лучше если это будет нержавейка, хотя она намного сложнее в обработке. В крайнем случае, можно использовать крыльчатку от воздушного вытяжного вентилятора или системы охлаждения автомобиля. При этом, следует учитывать, что профиль крыльчатки предназначен для работы с воздушной массой. В связи с этим, придется заняться ее изготовлением самостоятельно.
По центру квадрата сверлится отверстие под посадочный винт. По диагоналям делаются прорези так, чтобы по центру остался лист целым до 25-30 мм. После этого приступают к формированию формы лопастей. Как правило, они имеют округлый внешний вид. При этом нужно следить, чтобы лопасти имели одинаковый размер, иначе будут вибрации. После этого лопасти слегка разворачивают на определенный угол. При этом, нужно учитывать направление вращения лопасти.
Испытание конструкции до установки на лодку
Поскольку изготовление происходит в домашних условиях и, чтобы, как говорят, не обломаться на воде, следует провести испытания. Для этого подойдет любая емкость с водой, в которую поместится гребной винт. Естественно, что чем больше емкость, тем лучше. В крайнем случае, если имеется возможность, то рекомендуется выехать на природу, к речке или пруду и опробовать его в действии, не устанавливая на лодку.
При работе двигателя должна наблюдаться и ощущаться направленная струя воды. Кроме этого, не должно ощущаться серьезных вибраций. В случае, если гребной винт работает не в полную мощность, можно его доработать, увеличив угол наклона лопастей.
Система управления мотором дорабатывается в зависимости от пожеланий владельца лодки. Главное, чтобы управлять было удобно. Кнопку регулирования оборотов двигателя лучше вынести на удобное место.
Правильные расчеты нагрузки на электродрель
В расчеты следует включить следующие составляющие:
- массу лодки в полном снаряжении;
- потребляющую мощность электродвигателя;
- силу тока и рабочее напряжение.
В процессе сборки следует взять электроизмерительный прибор и убедиться в соответствии мощности двигателя и мощности нагрузки. Мощность двигателя должна перекрывать мощность нагрузки. Желательно, чтобы мощность двигателя перекрывала мощность нагрузки, как минимум на 20 %.
При соответствии мощности двигателя мощности потребляемой электродрелью: если потребляемая мощность, вычисленная по формуле Р=12V x Iпот, соответствует заявленной мощности двигателя (электродрели), то можно сказать, что все сделано правильно и электродрель можно использовать в качестве мотора для лодки. При этом, не следует забывать о 20 % запаса мощности. Он понадобится обязательно, на случай нештатных ситуаций.
В процессе налаживания, лучше провести эксперимент с крыльчаткой, чтобы подобрать правильную конфигурацию лопастей. Как правило, их форма существенно влияет на экономику работы двигателя.
Создание электромотора
Как уже было сказано ранее, начинать делать электромоторчик своими руками необходимо с создания подъемного механизма для крыльчатки. Он позволит поднимать данный элемент над водой. Для его создания необходимо приварить трубку из металла к заранее подготовленным струбцинам.
На эту трубку необходимо сначала прикрепить базу (каркас, имеющий вид пирамиды, направленной меньшим основанием в направлении воды). На большом основании крепится станина, на нижний край приваривается еще одна трубка. На станине устанавливается подшипник. Через него и трубку, приваренную снизу, необходимо пропустить вал.
В качестве вала можно использовать трубку или проволоку. Однако первый вариант более удачный:
- во-первых, на трубку можно будет прикрепить подшипники (на обоих концах) что уменьшит силу трения;
- во-вторых, желательно, чтобы данный вал был тонким, но крепким. В случае с проволокой придется использовать изделие большого диаметра.
После того, как все действия закончены, можно переходить к следующему этапу. Следующий шаг – установка редуктора и пропеллеров.
Редуктор/пропеллер
По бокам вала рекомендуется прикрепить редукторы. Желательно предварительно создать их самостоятельно, ориентируясь на параметры электрического двигателя. Однако данный процесс может занять очень много времени. Поэтому можно купить устройство или использовать редукторы, установленные на болгарке.
В зависимости от конкретного двигателя может понадобится один или два редуктора. При выборе устройства необходимо ориентироваться на одно основное правило – желательно, чтобы передающее число было небольшим. Оптимально, если редуктор будет способен понижать обороты в 5 раз. Это обеспечит нормальный ход плавательного средства.
Нижний редуктор необходим для горизонтального монтажа винта. Если используется редуктор от такого инструмента, как болгарка, достаточно будет зажать его в патроне от дрели. В качестве пропеллера также можно использовать элементы других устройств. Если такового нет, можно сделать самодельный винт. Для этого необходимо:
- Вырезать квадрат (длина одной стороны – тридцать сантиметров).
- Просверлить в его центре отверстие.
- Сделать прорези по диагонали (расстояние между прорезями должно быть не менее пяти сантиметров).
- Образовавшимся лопастям необходимо придать округлый вид. Важно, чтобы размер лопастей был одинаков, в противном случае возможно возникновение сторонних вибраций.
Закрепить пропеллер на валу можно при помощи болта и гайки. Именно для этого в центре металлического листа делалось отверстие.
Последние доработки
Далее необходимо соединить редуктор с мотором, то есть, с дрелью. Сделать это просто – достаточно зажать редуктор в патроне дрели, как уже было сказано ранее. Если же база не совпадает с размером дрели, необходимо использовать дополнительную трубку.
Трубку необходимо плотно надеть на вал. Чтобы последний не вращался в ней, нужна надежная фиксация. Обеспечить ее можно, проделав сквозное отверстие в трубке и валу. Далее оба элемента необходимо зафиксировать шпилькой. Такая фиксация предотвратит вращательные движения вала.
После того как устройство будет готово, самодельный лодочный электромотор необходимо проверить. Достаточно набрать воды в ванну и запустить электромотор в ней. Если давление ощущается рукой, двигатель работает нормально. Можно крепить его к судну и проводить проверку в водоеме.
Мотор на базе бензокосилки
Владельцы лодок постоянно экспериментируют и находят удивительные решения. Заставляет их это делать слишком большая стоимость промышленных образцов. В результате, родилась идея установки на лодку мотора от газонокосилки. Это двигатели, мощностью около 6 л.с., которые рассчитаны на длительную работу под нагрузкой в различных условиях. Подобный двигатель можно приспособить к лодке, если использовать различные запасные части, предназначенные для ремонта еще советских лодочных моторов.
Мотор от бензопилы «Урал -2»
Некоторые умельцы запросто приспособили моторы от советских бензопил, в качестве моторов для лодок. В свое время выпущено огромное количество бензопил, о качестве которых нужно говорить отдельно. Несмотря на это, установленные на лодки, некоторые моторы служат по сей день. Главное, правильно все рассчитать.
Как самому собрать такой двигатель
Сделать его самостоятельно не составит большого труда. Для этого потребуются такие материалы:
- Стальные трубы ;
- металлический лист толщиной 8 мм;
- стальной пруток диаметром 20 мм;
- электродвигатель;
- пилон гребного винта.
Схема сборки электродвигателя
На верхней части фланца пробиваем посадочную канавку, она будет нужна для монтажа электромотора. Проделываем 4 отверстия с резьбой.
Они потребуются для закрепления двигателя. Далее пробиваем прямоугольное отверстие с размером сторон 50 на 100 мм. В него помещается рукоятка для управления двигателем в режиме перекоса.
С обратной стороны к фланцу приваривается кронштейн. Он используется для установки рычага управления мотором. В качестве рукояти используют трубу из алюминия, длина которой 26 сантиметров, а диаметр 22 мм.
Электромотор для лодки из триммера
Оригинальный вариант мотора для лодки: использование триммера для покоса травы. Это устройство имеет длинную штангу с вращающимся валом, довольно мощный двигатель.
Чтобы использовать его в качестве мотора, нужно провести небольшую трансформацию: сменить устройство для лески широкими лопастями.
Устройство надёжно защищено от попадания воды на электропроводку. Особо хорошо работает в воде триммер, работающий на бензине. Этот вариант подходит для пенсионеров, людей с небольшим достатком.
Применение электродвигателя
Это очень интересный вопрос. Об использовании обычных электродвигателей переменного тока разговоры ведутся давно. Подобные двигатели не имеют щеточного механизма, поэтому очень просты в работе и в эксплуатации.
Но здесь присутствуют некоторые факторы, с которыми приходится считаться. Первый фактор – это наличие переменного напряжения на 220 V. Как вариант, имеется возможность установки инвертора, который сможет преобразовать постоянное напряжение 12 V в переменное напряжение 220 V.
Вторая составляющая – это безопасность, ведь напряжение 220 V очень опасно для человека, тем более на воде. Это требует применения специальных мер. Но если кругом вода, то трудно даже представить себе, в чем именно должны заключаться эти меры.
БЛОК ПИТАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ САМОДЕЛЬНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА
Лодочные электромоторы промышленного изготовления обычно выпускаются со встроенными органами управления -регуляторами тока, переключателями режимов и т.п. С точки зрения производителя, это правильно – покупатель получает сразу все в одном блоке, а какой он подключит аккумулятор – это его личное дело. Но в эксплуатации удобнее, чтобы все управление и контрольные приборы были сосредоточены в аккумуляторном блоке, а на моторе остался только легкий складной румпель. Таким образом, аккумуляторный блок превращается в блок питания и дистанционного управления (БПУ).
Как уже говорилось, лодочный электромотор должен быть многорежимным, то есть иметь режим максимальной мощности и несколько экономичных режимов с уменьшенным током потребления. Лучше, если регулирование будет осуществляться бесступенчато. Самый простой способ управления электродвигателем постоянного тока -реостатный. Такой применяется на «Снетке» (два фиксированных режима на 10 и 15 А потребляемого тока), на самых дешевых импортных лодочных электромоторах и в переключателях режимов вентиляторов автомобильных отопителей. Однако, с точки зрения экономии драгоценной энергии аккумулятора, реостат – не лучшее решение, поскольку он расходует ее на нагрев окружающей среды.
Электромотор лебедки Т-МАХ ATV-PRO 2500. Напряжение 12 В. Максимальная мощность 500 Вт (0,7 л.с.) при потребляемом токе до 50 А
Дюралевая переходная плита от электромотора к дейдвуду «Салюта»
Двигатель от лебедки на «ноге» ПЛМ «Са лют» – получился «ЭлектроСалют»!
В наш век электроники существуют более экономичные регуляторы мощности электромоторов постоянного тока, основанные на принципе широтно-импульсной модуляции (ШИМ-регуляторы). Принцип действия их заключается в том, что напряжение питания подается на двигатель в виде импульсов. При этом частота следования импульсов остается постоянной, а их длительность меняется в зависимости от заданной мощности. ШИМ-сигнал характеризуется таким параметром как коэффициент заполнения (duty cycle). Эта величина обратна скважности и равна отношению длительности импульса к его периоду: D = (t/T)-100%. При таком методе регулирования скорость вращения двигателя будет пропорциональна коэффициенту заполнения ШИМ-сигнала. Потери мощности теоретически отсутствуют, но на самом деле силовые транзисторы греются весьма прилично.
Принципиальные схемы широтноимпульсных регуляторов несложны, сделать их не составит труда даже начинающему радиолюбителю. Но, не будучи таковым, я предпочел приобрести готовое устройство китайского производства. В комплект подобных ШИМ-регуляторов входят собственно схема, собранная на плате, выносной потенциометр с ручкой регулирования, иногда цифровой индикатор выходной мощности в процентах.
Печальный опыт показал, что эти китайские изделия обычно не имеют запаса мощности, поэтому лучше выбирать регулятор, рассчитанный на ток, примерно вдвое больший максимального для электромотора. В моем случае это 50 – 60 А. Цена 60-амперного ШИМ-регулятора составляет примерно 2000 руб.
Все элементы, кроме аккумулятора, установлены на внутренней стороне крышки аккумуляторного блока. Полная масса БПУ, включая АКБ, составила 21 кг.
Принцип широтно-импульсной модуляции постоянного тока
Как сделать самодельный лодочный электромотор
Предлагаю вниманию конструкцию, появившуюся в результате этого решения. В основу ее лег двигатель от печки отопителя салона ВАЗ-2121. Собственно, для питания электромотора используется обычная автомобильная аккумуляторная батарея на 12 вольт. Электродвигатель был помещен внутрь «кокона», созданного из монтажной пены, которому придается требуемая обтекаемая форма методом обрезки лишнего. Потом весь узел оклеивается марлей на эпоксидном клее ЭДП в пять-шесть слоев. Наружу выведены только провода питания и вал двигателя.
Делать узел разъемным, для возможности замены или ремонта двигателя я посчитал нецелесообразным, так как ресурс моторчика достаточно велик, а эксплуатация его не столь уж интенсивная. Поэтому не думаю, что замена электромотора когда-то понадобится (по крайней мере, за пять лет пока не потребовалась). Да и в случае такой надобности можно быстро изготовить весь узел заново.
Герметизация вала винта осуществлена следующим образом: отрезано горлышко полиэтиленовой бутылки от кока-колы, в нее вклеен сальник из войлока, через который и пропущен вал винта. Горлышко вклеивается «намертво» в корпус мотора, войлок пропитывается подходящим смазочным материалом (я использовал автомобильное моторное масло) и зажимается закручиванием крышки от той же бутылки, с просверленным по центру отверстием для вала винта.
Дейдвуд подвесного мотора изготовлен из алюминиевой трубы, внутри которой проходят лишь провода питания. На верхнем конце трубы расположены выключатель питания, струбцина для крепления мотора к транцу лодки и рукоятка управления (румпель). К аккумуляторной батарее провода питания крепятся быстросъемными зажимами типа «крокодил». Винт самодельный, четырехлопастный, изготовлен из АБС-пластика. Его диаметр — 220 мм. Отбалансирован винт по методу двух лезвий (подробнее об этом можно узнать в соответствующей литературе). Балансировка допускает довольно большую погрешность, так как обороты мотора, как и масса винта, не велики. Вокруг винта я изготовил кольцевую насадку из полосы — для защиты от наматывания водной растительности и возможности управления лодкой без руля.
При испытаниях тяговое усилие электромотора составило около 3 кг, что вполне достаточно для обеспечения движения небольшой лодки на рыбалке. Впоследствии планирую вмонтировать в схему питания двигателя переменный резистор, чтобы управлять оборотами винта и, соответственно, скоростью движения.
www.umeltsi.ru
Гуляя по рыболовным форумам, увидел-прочитал про самодельные электромоторы, заинтересовался. У сейчас есть Кайман-330 и Тоха-5 двухтактная, и для тролинга решил попробовать сделать лодочный электромотор своими руками. В «закромах» нашел два мотора, один от отопителя и вентиляции авто, другой — старый автокомпрессор Гном-1.
Первый электромотор решил сделать погружным с винтом на валу самого мотора. Самая большая проблема при этом для лодочного мотора — как его герметизировать в воде.
Второй, от компрессора, мощнее и немного больше первого. Решил поставить его вертикально сверху и через вал и угловой редуктор от болгарки соединить с винтом. При такой компоновке лодочного электромотора для меня стало проблемой соосно соединить вал двигателя с валом редуктора. Для соединения валов сначала взял шпильку диаметром 8мм, но она и тяжелая, и какая-то слишком гибкая. Стойка под удочку из дюраля как раз подошла для этого: она и по размеру, и по весу легче, и более жесткая — ее поставил.
Регулятор вращения (скорости) безступенчатый, заказал в китайском магазине. Один на два мотора. Регулятор установил на ручку-удлинитель (румпель) , переставляя которую, можно пользоваться или одним, или другим мотором. Крепление на транец тоже одно на два мотора.
Винты для лодочных электромоторов тоже изготовил своими руками — из крыльчаток вентилятора отопления и бампера какой-то из наших авто… От крыльчатки взял ступицы, из бампера сделал лопасти. Некоторые винты полностью из бампера.
Приобрел тяговый аккумулятор… Всё на фото!
Испытывал оба сделанные своими руками электромоторы пока только в ванне, в общем, остался доволен. Испытания показали, что винт на больших оборотах либо воздух хватает (что исправимо — надо ниже опустить мотор), либо это кавитационный процесс (а это значит, надо что-то делать с винтом).
Точный ответ на вопрос, какой из самодельных лодочных моторов и какой винт к нему выбрать, дадут натурные испытания на воде, на лодке с навигатором.
gdekluet.ru
Лодочный мотор своими руками
Каждый рыболов, который имеет обычную надувную лодку, рано или поздно задумывается над тем, чтобы на нее установить мотор. Все-таки, передвигаться по водоему на веслах не так уж и легко, тем более против течения. Рыболов тратит много физических сил, которые он мог бы потратить на рыбалку.
Купить новый мотор — это дорого, и не каждому по карману, но, оказывается, существует выход. Лодочный мотор можно сделать из более дешевых компонентов, которые зачастую валяются в гараже или в сарае.
В некоторых водоемах запрещено использовать бензиновые моторы, поэтому используются электромоторы, а в остальных случаях пойдет и бензиновый двигатель.
Из чего делают самодельные моторы для лодок
Подойдут некоторые изделия, даже неисправные, но при одном условии, что мотор у них рабочий. Даже если приобрести новую бензокосилку или шуруповерт, то это окажется намного дешевле нового лодочного мотора, останется только изделие немного доработать. Финансовый вопрос оказывается главным при решении данной проблемы, иначе уже на каждой лодке стоял бы мотор.
- Для изготовления лодочного мотора с электроприводом придется приобрести шуруповерт или электродрель на аккумуляторах. Возможно, что у кого-то в сарае или в гараже завалялся испорченный шуруповерт или дрель. Шуруповерт использовать предпочтительнее, так как у него на выходе не такие большие обороты.
- Естественно, что тех аккумуляторов, которые установлены на электроприборах не хватит по мощности, чтобы длительное время перемещаться по водоему. В таком случае подойдет автомобильный аккумулятор на 12 V. Естественно, что и приборы нужно покупать на такое же рабочее напряжение. Мощности электроприбора в 300 W хватит для того, чтобы лодка смогла перемещаться по водоему с грузом.
- Следует решить еще и задачу понижения оборотов электроприбора. В таком случае понадобится редуктор. Особенно это актуально при использовании электродрели.
- Придется так же изготовить или купить приводной вал и гребной винт. Достоинство лодочного электромотора в том, что работает он бесшумно. К тому же, ремонт такого мотора обойдется намного дешевле ремонта классического лодочного мотора.
- Бензиновые моторы значительно мощнее, поэтому они позволяют существенно увеличить зону облова. К тому же, их мощность не падает, как у электромоторов, да и аккумулятор имеет значительный вес и занимает полезное пространство. Можно использовать силовые агрегаты от мотокос, мотоблоков, бензопил и т. д. Следует выбирать, исходя из финансовых возможностей, величины лодки, а так же от того, какое устройство имеется в наличии.
- Больше всего для подобных целей подходят триммеры, поскольку они требуют минимальных доработок. Достаточно заменить устройство, где крепится леска и установить гребной винт, как мотор уже готов и им можно пользоваться.
- Другие силовые устройства требуют более серьезных доработок, поскольку потребуется редуктор, вал и гребной винт. К тому же, их необходимо соединить вместе.
На заметку! Некоторые рыболовы используют мотокультиватор, удалив фрезы и на их место установив примитивные гребные лопасти.
Кроме того, что нужно сделать мотор, следует подумать о том, как его закрепить на лодке. Дело в том, что не на каждой лодке имеется транец и не каждая лодка приспособлена под установку мотора. Особенно трудно установить такое приспособление на резиновую надувную лодку.
Лодочный мотор из шуруповерта
Шуруповерты лучше всего подходят для изготовления моторов для лодки. Следует выбирать устройство на рабочее напряжение 12 V, чтобы можно было установить аккумулятор от автомобиля, емкостью 45-55 ампер-часов. Дорабатывается устройство элементарно.
Подъемный механизм
Задача подъемного механизма состоит в том, чтобы перемещать мотор в различных плоскостях, как в горизонтальной, так и в вертикальной для того, чтобы не только управлять плавсредством, но и для того, чтобы можно было поднимать двигатель из воды.
Самая простая конструкция — это система струбцин, с помощью которых крепится шуруповерт к подъемному механизму. Подъемный механизм должен жестко крепиться к лодке, тем более, если лодка резиновая.
На струбцинах должны быть кольца, через которые проходит трубка, а внутри трубки проходит вал из стального прутка подходящего диаметра. Чтобы скольжение было легким, внутри трубки устанавливаются подшипники.
Редуктор и гребной винт
Шуруповерт развивает большие обороты, но для самодельного электромотора для лодки этого не нужно, поэтому нужен редуктор. Редуктор от болгарки — это самый подходящий вариант. Для крепления редуктора, верхняя часть его вала просто зажимается в патроне шуруповерта.
Понадобится так же гребной винт, который лучше сделать из нержавейки, толщиной 2,5-3,0 мм. Не стоит использовать алюминий или пластик.
Порядок действий:
- В первую очередь вырезается квадратная заготовка, размерами 30х30 см.
- В центре заготовки размечается квадрат, размером 5х5 см и через углы проводятся диагональные линии. По этим линиям нужно до маленького квадрата заготовку разрезать.
- 4 полученных лепестка заокругливаются и поворачиваются на угол в 30 градусов.
- В центре изделия нужно просверлить отверстие для крепления на редуктор.
- После этого, гребной винт устанавливается на свое место и надежно закрепляется.
Лодочный мотор из бензокосы
Чтобы получить лодочный мотор из бензокосилки, придется последнюю немного доработать, потратив на это совсем немного времени. По сравнению с электромотором, бензиновые двигатели более дешевые и ремонтопригодные, к тому же, они более экономичные и не требуют возить с собой еще и аккумулятор.
Поскольку встречаются комплекты для переоснащения, куда входит гребной винт и привод из нержавейки, а также набор других комплектующих, то проблем с установкой такого мотора на лодку не должно быть.
Если приобрести все необходимые детали, то минут за 20-30 можно легко получить лодочный мотор из триммера.
В таком случае получится простое устройство, но его можно усложнить с целью более удобной работы с ним. К сожалению, для этого понадобится не только смекалка, но и технические условия. Один из вариантов — это установка вертикальной ноги.
Как делается:
- Потребуется редуктор от болгарки, чтобы получить прямой угол.
- Трубку от триммера придется вкоротить, а вместо втулок придется установить подшипники.
На заметку! Подшипники внутри трубки опрессовываются обычным молотком, с помощью ударов по окружности.
- Винт можно изготовить из полоски дюралюминия, размером 10х30 см и толщиной 2 см. Для начала нужно изготовить трафарет, который затем прикладывается к заготовке. По трафарету делается разметка, после чего винт легко вырезается с помощью острого зубила. Все заусеницы убираются с помощью напильника. Каждую лопасть следует выгнуть так, чтобы от горизонтальной линии они были удалены на 1 см. Для этого можно винт положить на ровную поверхность и сделать нужный изгиб.
На заметку! После изготовления винта, его форма дорабатывается в процессе испытания.
- В центре винта сверлится отверстие, для крепления его на валу мотора. Можно защитить баллоны лодки от внештатных ситуаций, оградив винт кольцевой насадкой. После закрепления мотора на лодке, можно проводить ходовые испытания.
Изготовление крепления и установка на лодку
Чтобы установить самодельный мотор на надувную лодку, придется изготовить специальное крепление. Возможен следующий вариант: используется кольцо, к которому крепится ремень. Чтобы соединить изделие с транцем допустимо использовать старую ненужную мясорубку.
Для этого в ней вырезается нижняя часть, а в поперечной плоскости сверлится отверстие, диаметром 12 мм. Для этого потребуется так же шпилька, диаметром 12 мм и длиной 100 мм. Одну сторону необходимо сплющить и просверлить отверстие диаметром 6 мм.
В это отверстие вставляется болт М6, после чего ушко косы крепится к этому болту с помощью гайки.
Самодельное устройство устанавливается на плавсредство в таком порядке:
- Самоделка крепится к транцу лодки с помощью шпильки и гайки.
- После этого монтируется мотор и фиксируется с помощью соответствующего соединения. Затем проверяется, как мотор поворачивается в одну и в другую стороны.
Рыболовы — это такая категория людей, которая постоянно что-то придумывает. Многим рыбакам этот процесс просто нравится, а другие рыбаки просто этим занимаются, потому что у них нет лишних средств на покупку нового лодочного мотора. Существует и такая категория, которым доступно приобрести сразу и лодку, и лодочный мотор.
Установка самодельного мотора — это непростая процедура, которая требует определенных умений, да и изготовить такое, достаточно простое устройство сможет не каждый. Во-первых, нужно иметь желание, а во-вторых, должны быть условия для его изготовления.
Кроме этого, нужно помнить, что все должно быть сделано прочно и надежно, так как вода ошибок не прощает. Если повредятся баллоны, то результат рыбалки может быть непредсказуемый. Рассчитывать на дальние переходы по водоемам не следует, так как самодельная конструкция – не совсем надежная конструкция.
Несмотря на это, самодельный лодочный мотор способен существенно облегчить жизнь рыболову. Загрузка…
Источник: https://FishingDay.org/lodochnyj-motor-svoimi-rukami/
Устройство обычного мотора
Неотъемлемой частью любого лодочного мотора является румпель. За счет него производится управление устройством. В верхнем блоке модели находится маховик, который соединяется с коленчатым валом. В результате вращательное движение предается от него на винты. В нижнем блоке лодочного мотора располагается небольшая головка с подшипниками. В средней части имеется дейдвуд, который включает в себя множество элементов. Если рассматривать простую модификацию, то это поддон, редуктор, а также шток. Рядом с двигателем в устройстве располагается коннектор. Его основной задачей является контроль работы топливной системы.
Особенности моторов «Мин Кота»
Сделать лодочный электромотор Minn Kota самостоятельно довольно сложно. Электродвигатели у них чаще всего используются двухтактовые. Они рассчитаны на предельную мощность около 3 кВт. Маховики в данном случае используются двусторонние. Изготавливаются они для моделей только из сплава алюминия. Для того чтобы их установить, используется малый распределительный вал. Топливные насосы для лодочных моторов применяются самые разнообразные. Дейдвуды у них чаше всего выпускаются с поддонами.
«>
Модели «Вотерснейк»
Собрать лодочные электромоторы Watersnake самостоятельно очень сложно. В первую очередь, это связано с тем, что у них карбюраторы используются со специальными фиксаторами. Достать их в магазине сложно, но можно. Также следует учитывать, что поддоны во всех конфигурациях используются стальные. Для того чтобы их закрепить у ротора, необходимо воспользоваться штоком. Крепятся толкатели в лодочном моторе на дейдвуде.
На этом этапе следует заранее рассчитать размер коромысла, в котором располагаются клапаны. В последнюю очередь важно заняться нижней головкой с подшипниками. За счет прочных винтов указанные лодочные электромоторы отзывы имеют хорошие. В данном случае их можно снять с поломанной модели. Струбцины используются в устройствах довольно редко, однако для самодельных конфигураций они подходят идеально. Отточить их можно в домашних условиях при помощи станка. Для того чтобы закрепить струбцину на поддоне, необходимо разобрать стартерную коробку. После этого ее важно отсоединить, и тогда верхний блок не будет мешать.
«>
Модели HDX
Сделать лодочный электромотор HDX можно при помощи однотактового двигателя. Дополнительно для сборки потребуется коленчатый вал, который необходимо установить над дейдвудом. Поддон в данном случае лучше всего использовать стальной. Также следует обращать внимание на впускной и выпускной клапаны. Устанавливаются они в лодочном моторе возле топливной системы.
В качестве фиксатора заднего хода можно использовать небольшую металлическую пластину. Зафиксировать ее на корпусе можно при помощи сварки. Дополнительно в дейдвуде необходимо установить центральный шток. Взять его можно с уже поломанного лодочного мотора. В последнюю очередь следует заниматься нижним блоком устройства. За счет качественных роторов указанные лодочные электромоторы отзывы заслуживают хорошие.
«>
Устройства с двухсторонним маховиком
Переходим к более сложной модели. Сделать снабженный двухсторонним маховиком лодочный электромотор своими руками (чертежи показаны ниже) довольно непросто. Для начала необходимо подобрать соответствующий двигатель. В данном случае целесообразнее отдать предпочтение двухтактовым модификациям. Система охлаждения у них, как правило, предусмотрена воздушная.
Для установки маховика в устройство потребуется воспользоваться сваркой. В частности, необходимо сделать опору над распределительным валом. После этого маховик можно закрепить на его стене.
Следующим шагом собирается дейдвуд. Для этого шток лучше всего использовать большого диаметра, поскольку нагрузка на него будет оказываться большая. Дополнительно следует отдельно подобрать поддон для лодочного мотора.
В последнюю очередь подсоединяется нижний блок, который состоит из головки, а также винтов.
«>
“СТЕНДОВЫЕ” ИСПЫТАНИЯ САМОДЕЛЬНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА
Электромоторы, по сравнению с бензиновыми, имеют не только множество недостатков, но и два неоспоримых преимущества: бесшумность и экологичность («нулевой выброс»). Поэтому проводить их испытания можно не дожидаясь лета и не выходя из дома – в ванной собственной квартиры, например. Мне интересно было измерить тягу и тепловыделение при различном потребляемом токе. Кроме того, была возможность взять на испытания «Снеток», чтобы сравнить тяговые характеристики своего «ЭлектроСалюта» с верхним расположением электромотора и редуктором и простейшего электро-ПЛМ с нижним мотором и прямым приводом на винт.
При тестировании измерялись ток, напряжение, тяга (динамометром) и температура (инфракрасным термометром). Первым делом выяснилось, что транзисторы «энергосберегающего» ШИМ-регулятора греются весьма сильно. Даже сильнее, чем сам электромотор. Тепловой режим регулятора вошел в норму только после установки в аккумуляторном блоке небольшого вентилятора.
При более длительной работе поползла вверх температура электромотора. За 20 минут на полной мощности при токе 30 А температура его верхней (коллекторной) части повысилась до 80 °C и продолжала расти. Пришлось прервать испытания и закрепить на моторе радиатор охлаждения. С ним его температура выросла до 80 °C за 30 минут и перестала подниматься, выйдя на «полку». После непрерывной работы на полной мощности в течение одного часа я посчитал проблему решенной.
Бесшумность «ЭлектроСалюта» оказалась весьма относительной. При работе без нагрузки (на воздухе) и на максимальных оборотах прямозубые шестерни редуктора издают резкий и неприятный визг. В воде, под нагрузкой, частота вращения винта намного ниже и редуктор визжит уже вполне терпимо. Тем не менее, если есть выбор, лучше использовать редуктор с косозубым зацеплением от какого-нибудь импортного ПЛМ. Зато «Снеток» с прямым приводом на винт, как и следовало ожидать, абсолютно бесшумен.
Зависимость тяги (или как говорят судостроители – упора) лодочных электромоторов от потребляемого тока показана на графике. Для «Снетка» 15 А – это максимально допустимый ток, но кратковременно я его «разогнал» до 17 А. «ЭлектроСалют» с мотором от лебедки кратковременно допускает до 50 А, но дать больше 30 А (примерно 350 Вт потребляемой мощности) не позволил ШИМ-регулятор. Полученные кривые показывают, что электромоторчики вполне подчиняются закону сохранения энергии: при равном токе 15 А создаваемая ими тяга равна примерно 5,5 кгс для обоих. «ЭлектроСалют» при максимальном токе 30 А развивает примерно 9 кгс тяги. С радиатором он может работать в этом режиме длительно, пока не разрядится АКБ. Для сравнения, 2-сильный бензиновый моторчик, такой как «Салют», создает тягу 20 кгс.
Правда, при верхнем расположении электромотора ничто не мешает увеличить его мощность, например, до 1000 Вт, как это сделал Василий Румянцев из Москвы. Но в этом случае уже не обойтись без дорогого литий-ионного аккумулятора. Солнечная энергия при такой мощности тоже не спасет, так как площадь солнечной панели мощностью 1000 Вт составляет примерно 6,5 м2.
Лодочный электромотор своими руками .
Модели с двухтактными двигателями
Чтобы собрать с двухтактным двигателем лодочный электромотор своими руками (чертежи показаны ниже), необходимо заранее подготовить все инструменты. В частности, придется воспользоваться сварочным аппаратом. Самостоятельно установить дейдвуд на лодочный электромотор невозможно, поэтому необходима помощь двух людей. Для шлифовки поддона многие используют шлифовальные машинки. В свою очередь, шток можно обрезать для модели при помощи болгарки. Также в работе будут необходимы напильники, чтобы подогнать клапан. Коромысло в данной ситуации лучше всего подбирать компактных размеров.
Все это нужно для того, чтобы не пережимать каналы топливной системы. Толкатели для лодочного мотора подбираются отдельно. Маховики для двухтактного двигателя чаще всего устанавливаются обычные. Коннекторы в таких моделях используются довольно редко. Дополнительно следует учитывать, что головку проще всего изъять с уже поломанного лодочного мотора. То же самое касается и винтов. Если сборка не включает в себя установку блока передач, то фиксатор для откидки лучше не устанавливать в нижний блок конструкции.
«>
Устройства с четырехтактными двигателями
Собрать с четырехтактным двигателем лодочный электромотор своими руками довольно сложно. В первую очередь необходимо подобрать хороший корпус для модели. Далее для него нужно подготовить струбицу. С ее помощью лодочный электромотор можно будет установить. Крыльчатки для моделей используются самой различной формы. Вначале складывается дейдвуд для двигателя.
На следующем этапе, чтобы собрать лодочный электромотор своими руками, следует закрепить шток. Таким образом, коленчатый вал сможет вращаться над поддоном. Для того чтобы установить ведущую шестерню в головку, следует заранее отодвинуть в сторону антиквитационную плиту. Только после этого анод не будет блокировать выходное отверстие. Гребной винт в данном случае крепится в последнюю очередь.
Материалы и инструменты
При подборе оборудования необходимо обратить внимание на две вещи: мощность и напряжение. Данные параметры являются основоположными, и от них зависит качество работы готового электромотора. Мощность зависит от выбранной дрели (за основу в данном случае берется именно этот инструмент), поэтому в первую очередь нужно подобрать это оборудование.
При подборе дрели необходимо ориентироваться на ее мощность. Данный показатель должен превышать сто пятьдесят Ватт. Брать инструмент с меньшими характеристиками не стоит. В таком случае готовое устройство не будет эффективно работать в движущейся воде (то есть, плавать с таким агрегатом по реке не получится). Лучше всего использовать аккумуляторный перфоратор.
Перфоратор оснащается реверсом, обладает несколькими режимами работы. Данное обстоятельство важно для мотора, который будет двигать плавательное средство, поскольку оно позволит в будущем контролировать скорость работы электродвигателя.
Второй важный параметр – напряжение. Не следует использовать батареи на восемнадцать Вольт. Их сложно найти и стоят они дорого. Лучшим выбором будет дрель, работающая под напряжением десять или двенадцать вольт. Такой аккумулятор стоит сравнительно дешевле, и, что самое главное, его гораздо легче найти в продаже.
После выбора оптимального оборудования, можно собирать материалы. Для создания двигателя необходимо предварительно обзавестись:
- Электрической дрелью, которая будет выполнять функцию мотора.
- Струбцинами, при помощи которых будет крепиться дрель.
- Редуктором. Можно использовать элемент от болгарки, если предполагается установка мотора на транце лодки.
- Круглыми трубками диаметром двадцать миллиметров.
- Профилированными трубами (20*20 миллиметров).
- Круглым металлическим прутом. Он будет использован для создания вала электромотора.
- Листовым металлом, из которого будут изготовлены винты.
Также понадобятся некоторые инструменты:
- ножницы для резки металла;
- аппарат для сварки;
- болгарка;
- электрическая дрель с набором сверл;
- саморезы с шуруповертом, если при создании мотора будет использоваться дерево.
После того как все элементы будут собраны, можно начинать создавать лодочный электромотор своими руками. Вся процедура состоит из нескольких этапов. Начинать работу следует с создания подъемного механизма для крыльчатки. Для того, чтобы будущее устройство работало нормально, рекомендуется тщательно следовать инструкциям, предоставленным ниже.
Модификации на ручном стартере
Лодочные моторы данного типа являются довольно широко распространенными. Подходят для них больше всего однотактовые конфигурации двигателей. Для того чтобы его установить, следует стандартно заготовить корпус. Взять его можно спокойно с устаревшей модели. После этого важно собирать верхний блок, который включает в себя двигатель и ротор. Только после этого можно переходить к дейдвуду. Непосредственно ручной стартер крепится над поддоном.
Для того чтобы его зафиксировать в корпусе, необходимо будет воспользоваться сварочным аппаратом. После этого есть возможность подсоединить шток к коленчатому валу. Если он подобран большого размера, то его можно укоротить при помощи болгарки. Также проблемы при сборке могут заключаться в отсутствии подходящего маховика.
В данном случае необходимо в первую очередь оценить размеры коромысла. После этого важно взять имеющуюся модель и просто ее сточить до нужных размеров. Однако края маховика в конечном счете должны быть очень гладкими.
Топливные системы на лодочный электромотор устанавливаются самые разнообразные. Наиболее распространенными принято считать двухклапанные модификации. Стоят они на рынке недорого и в установке крайне просты.
«>