Большинство неисправностей спиннинговых катушек, которые возникают в ходе эксплуатации последних, можно устранить самостоятельно. В иных случаях всё же приходится обращаться в мастерскую, где за определенную плату опытные профессионалы отремонтируют любую катушку.
При обоих вариантах владелец сможет не только существенно сэкономить денежные средства, но и продолжить далее использовать полюбившуюся модель, а не покупать новую. Перед обзором распространенных поломок не лишним будет ещё раз напомнить, что эффективность и долговечность любой катушки во многом зависит от регулярного технического обслуживания!
Покупая новую катушку, обращайте внимание на ее производителя, стоит отдать предпочтение катушкам от фирмы Shimano, Daiwa и Ryobi.
Частые неисправности катушек:
- Скрип катушки
- Шум внутри катушки
- Механизм катушки клинит под нагрузкой
- Самосброс дужки лесоукладывателя
- Отказ стопора обратного хода
- Повреждения бортика шпули
- Обрывы лески под гайкой фрикциона
- Подача лески спиралью
- Неравномерное наматывание лески
- Самозатягивание фрикциона
Если вы хотите более подробно разобраться в теме выбора катушек для спиннинга, советуем наш интересный обзор — ссылка.
Как разобрать катушку
Перед планированием проведения ремонта рыболовной катушки своими руками стоит побеспокоиться о наличии необходимых материалов и инструментов. Для этих целей рыболову понадобится фигурная и плоская отвёртка мелкого и среднего размера, круглогубцы, пинцет, шило, мягкая и жёсткая по структуре волоса кисть, маслёнка, кусочек ветоши, а также любого вида очищающая, спиртосодержащая жидкость и специальное минеральное масло, предназначенное для смазки трущихся деталей девайса.
Манипуляции с ремонтом удобно выполнять на письменном столе под яркой лампой с белым спектром света, на подложке из листа белой бумаги, где отчётливо будут видны мелкие детали и соединительные элементы изделия.
Разборка катушки
Разборка катушки ведётся по представленному ниже чёткому алгоритму. В процессе выполнения работ важно запоминать очерёдность последовательности операций и скрупулёзно вникать в нюансы способствующие аккуратности производства работ, связанных с приложением усилий к разъединению резьбовых, втулочных и стопорных соединений элементов и узлов изделия.
- отворачиваем гайку тормозной системы и шпули;
- снимаем шестерни и шайбы, размещённые под шпулей;
- демонтируем рукоятку катушки;
- отворачиваем гайку зажима в устройстве механизма;
- разбираем ротор;
- демонтируем лескоукладывательную дужку;
- демонтируем механизм защёлки лескоукладывателя;
- демонтируем ролик протягивания лески;
- отворачиваем винт стопорного устройства заднего хода;
- демонтируем рычаг переключателя;
- отворачиваем винт заглушки;
- демонтируем заглушку;
- демонтируем стенку.
Разборка ролика лесоукладывателя
После манипуляций с деталями и корпусом механизма переходим к разборке лескоукладываетля. Однозначный алгоритм работ при демонтаже деталей этого элемента построить не представляется возможным, ввиду существенных различий конструкции приспособления в каждом варианте девайса. Для надёжности выполнения работ рекомендуется делать поэтапную фотофиксацию каждой проводимой операции, что на сегодняшний день вполне доступное простому обывателю мероприятие, применяя для этих целей смартфон.
Зафиксировав процесс разборки в фотографиях, после диагностики и ремонта спиннинговой катушки, рыболов легко справится с её обратной сборкой, без ошибок приведя изделие в первоначальный и работоспособный вид.
Самые популярные проблемы и их ремонт
В продолжение статьи мы рассмотрим ряд наиболее часто возникающих неполадок безынерционок. Это некритичные для полного выхода механизма со строя неполадки могут быть связаны как с дефектами материалов изделия, так и с некорректной эксплуатацией девайса. Ведь неблагоприятные условия при которых работают узлы мясорубки, а это высокая влажность, абразивные частицы песка и элементарная грязь, безусловно оказывают только негативное влияние на работу агрегата в целом, несмотря на щепетильность и бережность отношения к нему.
Но зачастую, на практике ловли, даже при соблюдении минимальных правил пользования безынерционкой и регулярного технического обслуживания зубчатых передач и подшипников, данные неприятности случаются из-за отработанных сроков и ресурсов, превышающих предельные возможности узлов и деталей продукта. Представленные поломки катушек не должны смущать и выбивать с колеи рыболова, ведь он должен уметь самостоятельно привести девайс в порядок, что вполне выполнимое дело.
Отказ стопора обратного хода
Сталкиваясь с ситуацией, когда рукоятка свободно начинает вращаться в обоих направлениях при включённой блокировке говорит о серьёзном загрязнении или загустении смазывающих субстанций, вызванных попаданием в них большого количества пыли. Проблема отказа стопора обратного хода решается следующим образом: рыболову необходимо произвести откручивание винта стопора обратного хода и демонтировать муфту. Затем тщательным образом делают очистку узла от загрязнений и старых смазывающих составов с промывкой уайт-спиритом или растворителем очищенных поверхностей. После этих манипуляций и просушки производят свежую закладку смазки и обратную сборку. Работоспособность агрегата восстанавливается до первоначально состояния.
Подача лески спиралью
Подача лески спиралью при забросах приманок одна из распространённых проблем эксплуатации безынерционок, которая решается довольно простым способом, ведь проблема некорректной работы кроется в засорении ролика лескоукладывателя. Суть ремонта катушки для спиннинга при возникновении этой проблемы заключается в очистке от загрязнений узла лескоукладывательного механизма.
Потребуется сделать разборку ролика лескоукладывателя, следуя рекомендациям, представленным в нашей статье в предыдущих главах, и кистью удалить видимые засоры с последующей промывкой деталей. Смазав узел заново, производят его последовательную сборку и комфортно эксплуатируют девайс.
Обрывы лески под гайкой фрикциона
Рассматриваемая неполадка грозит потерей приманок и присуща новым, только приобретённым механизмам с передним расположением регулировочной ручки фрикционного тормоза, при так называемой обкатке катушки на первых рыбалках. В устройствах данных конструкций фиксирующая гайка приподнята над краем шпули на высоту в 1–2 мм. Когда рыболов сматывает оснастку, леска зачастую цепляется за гайку и затягивается под край шпули, что приводит к дальнейшему запутыванию, деформации и обрыву шнура. Для устранения некорректности при смотке необходимо разобрать безынерционную катушку с леской шпули, выкрутить зажимную гайку с шайбами устройства фрикционного тормоза и заменить заводскую фетровую прокладку на точно такую же по размерам, только вырезанную из тонкой пластмассы.
Важно! Особое внимание проблеме уделяют, приобретая недорогие механизмы, в которых производители чаще всего грешат установкой некачественных прокладок в этом узле.
Шум внутри катушки
Шум внутри корпуса механизма может говорить как о мелочных, так и о серьёзных неполадках. Услышав посторонние звуки в виде скрипов или скрежета стоит прекратить эксплуатацию девайса до выяснения сути проблем. В любом случае потребуется разобрать катушку спиннинга и визуально осмотреть передаточный механизм. Причина может крыться в проникновении внутрь корпуса загрязнений, когда на поверхности зубчатых колёс и валов, а также в рабочие части подшипников попадает песок и твёрдые пылевые фракции.
Проблема решается механической очисткой и промывкой агрегата с последующей закладкой свежих смазочных составов. При обнаружении деформации деталей и подшипников, что наиболее вероятно, потребуется их полная замена на новые запчасти.
Неравномерное наматывание лески
Неравномерное наматывание лески свойственно старым, имеющим долгий срок эксплуатации девайсам. Проблема проявляется в виде конусообразной передней укладки шнура при смотке, либо такой же задней намотке лески на шпулю. При образовании конусной укладки в передней части следует полностью удалить, снять шайбу с основного вала детали.
Вариант ремонта безынерционной катушки при намотке конусом вверх заключается в добавке ещё одной шайбы на вал, компенсирующей образованную выработку. И в том и в ином случае неполадка устраняется в полном объёме, позволяя мотать шнур в изначальном, удобном для забросов первоначально и конструктивно заложенном заводском стиле.
Механизм катушки клинит под нагрузкой
Если механизм катушки клинит под нагрузкой, то велика вероятность требующейся замены ведомых или ведущих шестерён. Для определения потребуется диагностика, заключающаяся в разборке корпуса и визуальном осмотре передаточного механизма с определением дефектных деталей. Проблема возникает из-за некачественного материала шестерёнок и зубчатых валов, а также от солидных сроков эксплуатации безынерционки. Симптомы неполадки изначально проявляются как лёгкие постукивания внутри корпуса впоследствии переходящие в прихрамывание при прокручивании рукоятки, а затем и в её заедание и заклинивания даже при минимальных нагрузках. Стоит учитывать, что для исправления неполадки потребуются подходящие по параметрам запасные детали.
Повреждение шпули катушки
Неприятным дефектом считают повреждения на бортиках шпули. Чаще всего неполадка этой направленности возникает в результате ударных нагрузок по корпусу девайса, реже, а эта проблема некачественного продукта, она является причиной выработки от использования жёстких шнуров. На бортике шпули появляются микротрещины, сколы и зазубрины. При забросе сходящая леска цепляется за препятствия и неровности детали, что приводит к снижению параметра дальнобойности снасти, а в худшем случае к деформации шнура и дальнейшему его обрыву даже при минимальной нагрузке.
Ремонт катушки спиннинга своими руками заключается в шлифовании бортика шпули и полном устранении неровностей и шероховатостей, приводящих к дискомфорту забросов и снижению разрывных нагрузок лес. Для этих целей иногда достаточно применения мелкоабразивной шлифовальной бумаги и пары минут несложной в выполнении работы.
Самозатягивание фрикциона
Самозатягивание фрикциона, к большому сожалению рыболова, стоит отнести в разряд неисправностей при которых починить катушку для спиннинга не представляется возможным. Неполадка часто вызывает разрыв лески, особенно если лов ведётся на деликатные снасти с малыми диаметрами шнуров, неожиданно проявляясь в моменты стравливания нити. При ведении рыбалок на тяжёлые снасти с толстыми шнурами самопроизвольное зажатие фрикциона может вытечь в поломку самого передаточного механизма. Неисправимый дефект — удел некачественной сборки дешёвого продукта, который при возможности нужно вернуть по гарантийным обязательствам производителя и приобрести новое изделие.
Самосброс дужки лескоукладывателя
Раздражающим во время рыбалок является дефект девайса, при котором происходит самосброс дужки лескоукладывателя, происходящий в режиме подмотки шнура. Проблему в одном из вариантов ремонта можно снять подтягиванием зажимных винтов крепления дужки. Если зажатие крепёжных винтов не снимает вопрос некорректной работы, стоит увеличить жёсткость пружины, располагающейся под крышкой девайса. Реализовать отладку необходимой жёсткости пружины можно двумя методами: установить на стержень прокладку уменьшив рабочий ход пружины, либо заменить родную деталь на пружину с большей жёсткостью.
Чистка ролика лескоукладывателя
Чистка ролика лескоукладывателя должна восприниматься рыболовом как регулярный ремонт катушки своими руками после определённого периода эксплуатации. Устройство аккуратно разбирают на отдельные детали, которые, за исключением подшипника, тщательно промывают в растворителе полностью удаляя всю грязь. После промывки составные части узла протирают насухо салфетками или кусочком мягкой ткани. Обратная сборка должна сопровождаться подачей небольшой доли смазки в каждое производимое соединение.
Важно! Излишне добавленные смазывающие составы при вытекании с сочленений могут, попав на шнуры, вызвать на их поверхности необратимые дефекты.
Подшипник протирают ветошью и так же, как и остальные детали подвергают смазыванию. При завинчивании соединительных болтов избегают тугих затягиваний, влияющих на свободу вращения ролика. После сборки ролик должен свободно вращаться при малейшем его касании по направлению движения.
Скрип катушки
В случае возникновения постоянных скрипов внутри катушки необходимо смазать её детали. Конечно, определить, какие именно детали требуют смазки, не так-то просто, потому оптимальным вариантом в такой ситуации будет процедура полного смазывания всего механизма катушки. При наличии хотя бы элементарных навыков в разборе, чистке и процессе смазывания внутренностей катушки никакие сложности возникнуть не должны. Как разобрать, почистить и смазать катушку читайте в статье — Обслуживание катушки.
Порядок разборки безынерционной катушки
Проводить разборку и обслуживание катушек обязательно нужно в хорошо освещенном, подготовленном рабочем месте. Учитывая то, что они состоят из множества различных деталей, после извлечения их рекомендуется раскладывать последовательно, лучше слева на право. Это значительно облегчит процесс обратной сборки изделия. Для болтиков и гаек можно подготовить небольшую отдельную емкость, например, банку или коробку.
Мнение эксперта
Книпович Николай Михайлович
Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.
Внимание! Для смазывания деталей механизма катушки лучше всего использовать смазку, рекомендованную ее производителем. В крайнем случае, можно взять смазку от катушек других брендов. Но ни в коем случае нельзя использовать смазку WD 40 или другую, не предназначенную для таких изделий, они могут повредить пластиковые элементы механизма.
Во избежание попадания внутрь механизма дополнительных загрязнений, перед началом разборки всю внешнюю поверхность катушки нужно тщательно очистить от грязи, рыбной слизи и песка, которые, возможно, остались на ней после выездов на ловлю. Сделать это можно с помощью ватного диска, смоченного в мыльной воде.
Последовательность разборки следующая:
- Снимается шпуля. Для этого достаточно открутить гайку фрикциона. Сразу удаляем всю пыль и грязь, скопившуюся под ротором.
- Отсоединяем рукоятку.
- Осторожно снимаем стопорное кольцо и шестерню с главной оси шпули.
- С помощью подходящего ключа или плоскогубцев (в крайнем случае) отворачиваем зажимную гайку. Она извлекается вместе с подкладкой.
- Снимается ротор.
- С ротора снимаем дужку и разбираем механизм, способствующий ее автоматическому защелкиванию.
- Теперь пора начинать разборку корпуса катушки. Для этого вначале нужно открутить болт рычага обратного хода и снять тумблер.
- Откручиваем отверткой болт заглушки и снимаем ее.
- Аккуратно снимаем стенку катушки. Возможно, потребуется ее подцепить плоской отверткой или пинцетом.
- Перед нами открылся главный механизм изделия. Его основные составляющие детали – бегунок и пара шестеренок, которые отвечают за вращение. В случае если он функционирует нормально и доступ к нему был открыт с целью профилактического осмотра, дальнейшая разборка не требуется.
- С помощью ватных палочек нужно тщательно очистить весь механизм от старой смазки, уделяя внимание каждому зубчику шестерен.
- Смазываем механизм густой смазкой, рекомендованной производителем данной катушки.
Все, после этого необходимо провести сборку изделия. Делать это нужно в обратном порядке, учитывая взаимное расположение каждой детали.
Мнение эксперта
Книпович Николай Михайлович
Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.
Важно! При смазывании внутреннего механизма безынерционки очень важно не переусердствовать с количеством смазки. В дальнейшем, при ее эксплуатации и нагреве, например, на солнце, ее излишек начнет вытекать из щелей, а это способствует налипанию песка и грязи.
После того, как катушка будет собрана, ее необходимо протереть чистой тряпкой, удаляя излишки смазки с поверхности и проверить ее функциональность. Работать она должна плавно, без лишних звуков и задержек во вращении и перемещении шпули.
Неравномерное наматывание лески
Иногда возникает небольшой казус, заключающийся в неравномерном наматывании лески, когда на шпуле образуется передний или же задний конус.
Эту мелкую погрешность можно легко исправить следующим образом: намотка лески конусом вниз устраняется путём снятия одной шайбы с основного вала катушки, а проблема с направлением конуса лески вверх – наоборот путём добавления ещё одной шайбочки.
Частые проблемы безынерционных катушек
Множество проблем, которые возникают в ходе эксплуатации, можно устранить своими силами. Хотя при выходе из строя отдельных элементов придется обращаться в специализируемую мастерскую. В любом случае это обойдется гораздо дешевле, чем приобретать новую катушку.
Мы уже писали в статье «Памятка рыболову, как пользоваться безынерционной катушкой» об устройстве этого механизма. Хочется лишний раз напомнить, что срок службы любого устройства зависит от периодического и грамотного техобслуживания.
В числе неисправностей можно отметить следующие:
- шумы внутри корпуса;
- при нагрузке устройство заклинивает;
- скоба укладывателя лесы самопроизвольно закрывается;
- порывы лесы под фрикционом;
- сход лесы спирально;
- некачественная подмотка лесы.
Если внутри катушки постоянно слышны посторонние шумы, ее необходимо смазать. Место скрипа определить практически невозможно, поэтому придется смазывать всю конструкцию. Механизмы обрабатываются так, чтобы смазка равномерно распределилась внутри. Более густую смазку наносят на шестерни, открытые подшипники обрабатываются жидкой.
Порой возникает проблема с неравномерной подмоткой лесы, которая образует конусность. Устранить эту мелочь тоже довольно несложно. С основного вала безынерционки достаточно снять или добавить регулировочную шайбу. На задних и передних фрикционах это делается с точностью наоборот.
Еще один распространенный случай – скоба укладывателя лесы самопроизвольно защелкивается, что чревато обрывом снасти в момент заброса. Одно дело, когда стоит легкая приманка, а если фидерная оснастка с тяжелой кормушкой? Для начала необходимо просто затянуть болтики, крепящие скобу. В случае неудачи можно либо подложить под стержень прокладку, либо просто заменить пружину.
Когда перестает срабатывать стопор заднего хода, рукоять начинает делать обороты во все стороны, несмотря на блокировку. Стопор в большинстве катушек функционирует под воздействием обгонной муфты, и при сильном загрязнении или накапливании загустевшей смазки прекращается корректная работа. В данном случае спасет лишь чистка.
Самосброс дужки лесоукладывателя
Достаточно распространенная проблема, когда дужка лесоукладывателя самостоятельно сбрасывается в положение для подмотки лески, что зачастую может приводить к плачевным последствиям. Для устранения этой проблемы сначала стоит попробовать потуже подтянуть болты, с помощью которых и крепится дужка. Если такая простая процедура не поможет, следует придать большей упругости пружине под крышкой. Это можно сделать путём установки прокладки на стержень или же просто поставить новую, более жесткую пружинку.
Ремонт фиксатора дужки лесоукладывателя
- VK
Виной непреднамеренного «заброса без возврата» бывает чаще всего самопроизвольное закрывание, или, как говорят, «захлопывание», дужки лесоукладывателя. Причин же, вызывающих такое поведение столь важного узла «безынерционки», может быть довольно много, но основных три: слабая фиксация дужки в открытом положении, большая масса самой дужки и слишком малый угол хода рычага ролика лесоукладывателя.
Все эти явления рассмотрим подробнее на примере разных конструкций узлов возврата дужки у распространенных моделей безынерционных катушек.
Проще некуда
Большинство катушек экономкласса оснащены наиболее простыми по устройству системами возврата и фиксации дужки лесоукладывателя. Сама дужка, как правило, выполнена из стальной монолитной проволоки, либо нержавеющей, либо с покрытием из относительно недорогого нитрида титана. Диаметр проволоки может доходить до 2 мм при массе дужки порядка 8 г с узлом крепления. Собственно, такая излишняя мощность ни к чему – дужка мало подвержена нагрузкам, ее задача всего лишь захватить леску, после того как заброс завершен и начата подмотка.
Стоит напомнить, что безынерционные катушки изначально были придуманы для того, чтобы максимально упростить заброс и подмотку приманки, тем самым сделав процесс рыбалки более комфортным даже для «чайников», наконец-то решивших посвятить один свой уикэнд этому занятию. Поэтому изначально возврат дужки в положение «на подмотку» был сделан автоматическим.
Как только рыболов провернет ручку «безынерционки», управляющий рычаг в стойке ротора наедет на «горочку» корпуса (фото 1), противоположный его конец приведет в движение систему рычагов, взаимодействующих с законцовкой дужки (или непосредственно на рычаг), и дужка с характерным щелчком закроется.
фото 1
Таким образом, она захватит леску и с некоторым натяжением направит ее на ручей ролика лесоукладывателя. Перевод дужки осуществляется достаточно мощной пружиной из стальной проволоки, которая выполнена в виде спирали на 3/4 оборота. Один конец этой спирали закреплен на стойке ротора катушки, а другой – на фигурном рычаге с роликом лесоукладывателя, но иногда и на законцовке противоположного конца дужки (фото 2).
фото 2
Фиксация дужки в крайних положениях осуществляется через прохождение «мертвой точки» (фото 3), где усилие пружины максимально.
фото 3
Иногда система возврата, то есть пружина и управляющий ею рычажный механизм, находится в одной стойке ротора, но часто эти узлы разнесены: пружина в одной стойке, а рычажное устройство – в другой (фото 4).
фото 4
Достоинства и недостатки одинарной и разнесенной систем рассмотрим ниже, а пока отметим, что спиральная двуплечая пружинка столь же проста, сколь и недолговечна. Именно она во всей системе возврата дужки лесоукладывателя испытывает постоянные динамические нагрузки, полный цикл которых вдвое превышает количество забросов. Соответственно она часто выходит из строя, то есть попросту ломается, причем в самый неподходящий момент, и катушка становится совершенно неработоспособной. В домашних условиях отремонтировать ее довольно просто – умельцы уже давно используют для таких пружин английские булавки, подходящие по размеру и диаметру проволоки. Но в полевых условиях очень полезно иметь при себе запасную пружинку, сделанную заранее по размеру.
Вывод: катушки с возвратной системой такого типа при монолитной дужке максимально склонны к самопроизвольному захлопыванию со всеми вытекающими последствиями. «Излечение» самосброса в таких конструкциях довольно хлопотно, поскольку конструкция настолько проста, что не предусматривает возможности регулировки.
Сложнее – значит, лучше?
Было бы ошибкой полагать, что конструкторы и изготовители безынерционных катушек не ведают о проблеме «отстрела» или нарочно заложили ее в конструкцию, дабы бедные спиннингисты чаще раскошеливались на покупку новых воблеров, джиг-головок и всяких других приманок взамен безвозвратно улетевших. Система фиксации дужки совершенствовалась вместе с другими узлами «безынерционки», усложнялись ее конструкция, производство и сборка, а в итоге поднимались качество и цена катушки. В стремлении исключить «самосброс» конструкторы внесли следующие усовершенствования: — улучшили работоспособность пружины путем замены спиральной двуплечей пружины на длинную спиральную пружину, работающую на сжатие;
- разнесли систему возврата и управления по двум стойкам ротора катушки;
- ввели дополнительные детали в систему управления возвратом дужки;
- уменьшили массу самой дужки для снижения момента инерции; установили дополнительные пружинные фиксаторы рычага ролика;
- и наконец, создали вызывающую споры среди рыболовов систему подтормаживания ротора катушки при открытой дужке.
Длинная спиральная пружина сжатия (фото 5) более долговечна, она практически не ломается; «осадка» пружины – явление крайне редкое у фирменных изделий.
фото 5
Окончательно решено, что пружинный привод должен воздействовать непосредственно на рычаг ролика (фото 6), а не на противоположный конец дужки, как в более простых моделях.
фото 6
Сам привод состоит из витой цилиндрической пружины, штока в виде буквы «Г», короткий конец которого упирается в отверстие на рычаге ролика, и ползуна (корпуса пружины), имеющего прилив-цапфу для качения на плоскости (см. фото 5). Рычажное управление возвратом дужки, размещенное в ответной стойке ротора (фото 7), так называемая разнесенная система, считается оптимальным, поскольку улучшает балансировку ротора и снижает общую массу изделия.
фото 7
Как известно, дужка не жестко укреплена на своих концах, всегда имея некую подвижность, особенно в узле крепления ответной законцовки дужки. К тому же благодаря собственной упругости она может изменять заданную изначально кривизну. Это в совокупности приводит к тому, что усилие, приложенное пружиной к одному концу дужки (например, к рычагу ролика), расходуется и на преодоление упругости самой дужки. Соответственно угол при фиксации дужки в открытом положении будет несколько меньше, чем хотелось бы для надежной фиксации. Так что, на мой взгляд, старая добрая система, где пружина и управляющий рычаг находились на одной стойке ротора (фото 8), лучше отвечает требованиям четкой фиксации дужки лесоукладывателя в открытом положении.
фото 8
К тому же «довести ее до ума» при умении и желании несколько проще. Если же сравнивать монолитную дужку из проволоки и трубчатую, то у трубчатой есть существенные преимущества. Она легче, а потому имеет малую инерцию, значит, сбросить ее при резком забросе труднее, и для ее фиксации достаточно незначительного усилия. При этом трубка жестче, чем монолитная проволока одинакового диаметра, и при разнесенных по разным стойкам ротора узлах будет лучше передавать усилие возвратной пружины.
Дополнительные фиксаторы рычага ролика обычно делают в виде подпружиненного шарика (или цилиндра с шаровой рабочей поверхностью), который заходит в выемку на секторе рычага. Такое устройство щелчком скорее оповещает рыболова о том, что дужка открыта, нежели основательно улучшает ее фиксацию перед забросом. Самостоятельно дорабатывать этот узел не стоит. Что касается подтормаживания ротора при открытой дужке, то эта опция есть лишь на дорогих катушках, которые сами по себе имеют достаточно надежный узел фиксации открытой дужки. Торможение осуществляется благодаря тому, что небольшой рычажок на роторе после открывания дужки одним своим плечом упирается в резиновое кольцо, надетое на корпус катушки под ротором. Считается, что катушки с очень легким ходом могут провернуться под тяжестью собственной ручки, тем самым заставив срабатывать систему возврата дужки не по воле рыболова. Поэтому если на купленной катушке имеется такое устройство, то пусть остается, если же нет – это не причина для печали.
Вывод: усложнение конструкции не всегда является гарантией увеличения ее надежности и долговечности. При выборе катушки полезнее ознакомиться с устройством узла возврата дужки по сборочному чертежу, чем трясти что есть силы катушку с открытой дужкой, «тестируя» ее таким бестолковым способом на предмет «самосброса».
Для умелых рук
В большинстве случаев любой рыболов, владеющий навыками работы с несложными инструментами, вполне может исправить досадный «самосброс». Задача состоит не в том, чтобы увеличить мощность пружины, как полагают многие. Увеличение мощности пружины приведет к тому, что срабатывание управляющего рычага будет более жестким, не рассчитанным на все остальные детали, и какаято из них (вплоть до «горочки» на корпусе) просто сотрется или быстрее выйдет из строя. Увеличивать нужно угол хода рычага с роликом лесоукладывателя. Для этого придется разобрать узел, внимательно следя, чтобы возвратная пружина дужки не «прыгнула» в неизвестном направлении. Внимательно осмотрите сам рычаг ролика: возможно, угол его хода в сторону «открытия» увеличить и не получится, так как слишком мало места для его отклонения и выступ рычага просто упирается в стойку ротора. В таком случае можно попробовать немного подогнуть верхнее колено штока таким образом, чтобы оно уходило чуть влево относительно штока с пружиной (фото 9).
фото 9
Соответственно усилие фиксации будет увеличено и «самосброс» сойдет на нет. На большинстве же моделей достаточно изменить конфигурацию отверстия на рычаге ролика, в которое входит колено штока. Нужно сделать его овальным, чтобы колено штока в положении дужки «открыто» продвинулось на 1,5-2 мм вверх по сектору рычага (см. фото 9). Тем самым усилие пружины будет направлено под другим углом к сектору рычага, и его фиксация окажется более надежной.
Два слова о профилактике узла возврата дужки лесоукладывателя и его смазке. Довольно часто спиннингисты, заметив потертости красочного слоя на трущихся деталях дужки (ответная рычагу законцовка, сам рычаг ролика), считают, что узел пришел в негодность или как минимум нуждается в техническом обслуживании. Так, недавно ко мне поступила катушка Splendor 3000, которая отработала не более одного сезона. Ее владелец, толковый спиннингист, заметив потертости красочного слоя на трущихся частях, усомнился в их надежности, решив, что эти детали стоит заменить. При разборке указанных узлов выяснилось, что сомнения были напрасны: все детали (как управляющие, так и привод пружины) не имели износа, не были загрязнены песком и почвенными частицами (фото 10а, 10б), у них лишь частично стерлось красочное покрытие в местах контакта.
фото 10а
фото 10б
Даже в замене смазки не было необходимости. Заметим, что трущиеся детали обсуждаемого узла выполнены из пластиков, имеющих малый коэффициент трения, и излишняя смазка не улучшит их работу. Наоборот, в некоторых ситуациях она станет местом скопления абразивных частиц (песок, грунт), что приведет к повышенному износу. Самое надежное – по истечении гарантийного срока аккуратно вскрыть данный узел, согласовывая свои действия со сборочным чертежом, который прилагается к катушке, удалить остатки старой смазки и грязь кистью (лучше из искусственного волоса), смоченной в осветительном керосине. После этого на шток нанести тонкий слой силиконовой смазки, надеть пружину и установить все по месту. Такую же процедуру нужно провести и с другими трущимися деталями этого узла.
И последнее
Среди спиннингистов считается хорошим тоном не захлопывать дужку лесоукладывателя с грохотом, проворачивая ручку безынерционной катушки, а тихо и плавно перекидывать дужку рукой. Безусловно, от этого катушка только выигрывает в долгожительстве. Но коль скоро практически все «безынерционки» имеют автоматически возвращаемую на подмотку дужку лесоукладывателя (пара элитных моделей от Vaan Stal не в счет), постарайтесь выбрать ту, которая делает это без излишнего удара и напряжения. Иногда остановить полет приманки можно лишь таким способом. В отношении резкости заброса, приводящего к нежелательному самозахлопыванию даже хорошо зафиксированной дужки, могу порекомендовать осваивать технику владения спиннинговым удилищем, а не сетовать на якобы плохую катушку. Лучше быть хорошим танцором и получать от этого удовольствие, чем постоянно жаловаться на собственное телосложение.
Статьи по теме:
Хороший уход за катушкой
Самодельные джеркбейты
Ремонт надувной резиновой лодки
Самодельный балансир
Шум внутри катушки
Если вы услышали неестественные звуки, исходящие из катушки, желательно сразу же прекратить эксплуатацию изделия. Появление шумов может быть связано с тем же загрязнением, а также с поломкой подшипников или иных деталей. Дальнейшие действия – разбор катушки и последующее смазывание или замена поврежденных деталей, в зависимости от конкретной проблемы.
Обслуживание катушки
Как правило, новая безынерционная катушка имеет приятный бархатный ход, плавное и бесшумное вращение. Но после длительной эксплуатации, в механизме появляется некоторый хруст, шелест и вибрация. Чтобы избавиться или предотвратить такое, необходимо периодически производить разборку катушки, чистить ее от грязи и менять смазку.
Качественная смазка катушки делает работу катушки плавной и приятной, более того, новая смазка продлевает срок службы всех механизмов.
Профилактику катушки нужно делать периодически, несколько раз за сезон, в зависимости от частоты использования. И раз в год нужно делать полную разборку катушки с заменой смазки.
Естественно, что за катушкой нужно постоянно следить, не ронять ее на твердые поверхности, стараться избегать попадания воды в механизм и стараться избегать всевозможных загрязнений.
Механизм катушки клинит под нагрузкой
Когда при подмотке лески отчётливо слышны стуки внутри катушки, она периодически заедает и вовсе клинит под некоторой нагрузкой, можно смело говорить о повреждении механизма главной передачи. Скорей всего потребуется замена ведущей и ведомой шестерней на новые.
Повреждение шпули катушки
Наличие повреждений на бортике может существенно повлиять на дальность заброса, и, естественно, только негативным образом. Также из-за царапин и неровностей шпули часто страдает и сама используемая леска, сокращается срок её эксплуатации.
Поэтому после обнаружения таких дефектов поспешите устранить их путём шлифовки и полировки поверхностей. В некоторых современных катушках на бортик шпули наносится специальное напыление из твердого металлического сплава, которое желательно оставить на месте.
Важная статья по данной теме: лучшие катушки для спиннинга
Обрывы лески под гайкой фрикциона
В катушках с передним фрикционом фиксирующая гайка находится чуть-чуть выше кромки шпули, всего на каких-нибудь 1-2 мм. Из-за этого часто леска зацепляется за гайку и попадает под кромку, что приводит к запутыванию и обрывам. Чтобы ликвидировать данную проблему, нужно разобрать катушку, снять гайку и шайбочки фрикционного тормоза, и заменить фетровою прокладку на тонкую прокладку из пластика.
Самые популярные проблемы и их ремонт
Ремонт спиннинговой катушки может потребоваться из-за неаккуратного обращения на азартной рыбалке. Самые популярные проблемы и их последствия возникают от контакта спиннинговой катушки с водой, небрежного бросания на песок или землю. Проблема может возникать также из-за заводского брака либо по вине самого рыбака. Внимательно следите за шайбой и втулкой ролика лесоукладывателя.
Обрывы лески под гайкой фрикциона
В конструкциях с размещённым впереди фрикционом, фиксирующая гайка поднята на 1—2 мм над краем шпули. Когда леска наматывается, то зачастую цепляется за гайку и западает под край шпули, что приводит к запутыванию и обрыву.
Для решения проблемы, необходимо разобрать катушку с леской шпули, открутить гайку с шайбочками тормозного фрикциона и заменить прокладку из фетра на аналогичную из тонкого пластика.
Механизм катушки клинит под нагрузкой
Если при намотке лески, внутри устройства начинают звучать постукивания, периодически заедает и заклинивает под незначительными нагрузками, это свидетельствует о выходе из строя механизма шестерён передач. В таких случаях требуется замена ведомых и ведущих шестерён.
Отказ стопора обратного хода
Признаком износа является лёгкое вращение рукоятки устройства в обоих направлениях при включённой блокировке. Это связано с налипанием загрязнений или загустением смазочного состава. В такой ситуации следует произвести откручивание болта стопора обратного хода, демонтировать муфту, произвести очищение и смазывание.
Шум внутри катушки
При скрипе, скрежете катушки спиннинга, следует немедленно приостановить рыбалку. Шумы могут появиться из-за попадания грязи, порчи подшипников либо прочих узлов. Такая проблема требует разборки механизма, очистки, смазки или установки запасных частей.
Подача лески спиралью
Иногда, в процессе забрасывания приманки, происходит схождение лески спиралью. Этот дефект возникает из-за загрязнения ролика лесоукладывателя. Решением проблемы является разборка и смазка узла механизма.
Неравномерное наматывание лески
Изредка проявляется дефект неравномерной, конусообразной передней либо задней намотки лески на шпулю. В первом случае, снимается шайба с основного вала детали. А при намотке конусом вверх, напротив, добавляется дополнительная шайба.
Самозатягивание фрикциона
Во время протравливания лески иногда происходит обрыв, связанный с самозатягиванием фрикциона. Такое бывает у дешёвых некачественных деталей и проблема не устранима.
Самосброс дужки лесоукладывателя
Распространённый дефект — самопроизвольный сброс лесоукладывательной дужки в режим подмотки лески. В таком случае затяните потуже винты крепления дужки. Если дужка самосбрасывается, попытайтесь повысить жёсткость пружины, расположенной под крышкой. Для этого установите на стержень прокладку либо поставьте пружину с большей жёсткостью.
Чистка ролика лесоукладывателя
На первом этапе откручивается винт крепления. Разбирается устройство, с учётом наличия шайбы в щёчке ролика. После снятия шайбы, разбирается механизм. Тщательно осмотрев детали, промойте их в растворителе, размещённом в ёмкости от 50 до 70 граммов. Не следует промывать шариковый подшипник, так как смоется его смазка и он быстро придёт в негодность.
После промывки деталей тщательно удалите остатки загрязнений и насухо протрите бумажными салфетками.
При монтаже добавляйте по одной капле масла на узел. Избыток смазки нежелателен, так как под действием центробежных сил она может попасть на леску или шнур испортить их.
По установке ролика на шток проверьте лёгкость вращения. Для этого ребром сложенной салфетки проведите по краю ролика. Он должен легко провернуться.
При монтаже второй втулки необходимо нанести полкапли смазки на подшипник. Плечо со штоком сопоставляют и соединяются винтом с тугим закручиванием, но без перетяжки. Винт недопустимо обрабатывать фиксатором резьбы, так как при дальнейшей профилактике открутить его будет невозможно.
- Завершив сборку, окончательно проверьте работу ролика. Для этого проведите по нему краем бумажной салфетки. Ролик должен вращаться легко и непринуждённо.
Ремонт катушки у специалиста
В сложных ситуациях с целью ремонта любимой модели катушки лучше обратиться за помощью к специалисту, за спиной которого уже десятки отремонтированных и правильно настроенных катушек. Мастера, занимающиеся ремонтом спиннинговых катушек, имеют в своём распоряжении широкий ассортимент деталей для изделий любой категории, а потому наверняка у них найдётся, чем заменить поврежденный элемент вашей модели. Опытный специалист может осуществить не только непосредственно сам ремонт, но и смазать попутно детали, провести точную регулировку главной пары шестерней.
Смазка катушки
Ещё одна причина поломок катушек – отсутствие смазки внутренних механизмов. После каждой чистки от песка и грязи детали необходимо смазывать. Используемое для этого дела масло должно быть не слишком густым, без различных присадок, которые могут повредить детали из пластика. Естественно, лучше прикупить специальное масло, предназначенное именно для смазывания катушек.
Бережная эксплуатация и периодическое техобслуживание продлят жизнь катушки и защитят её от поломок. Если же последние всё-таки возникли, нужно своевременно заняться ремонтом на ранней стадии, чтобы мелкая проблема не превратилась в большую или вовсе критическую.
Автор статьи: Иванов Виталий Леонидович, 2021 год.
Строение безынерционных катушек
Устройства безынерционного вида имеют следующие составные части: корпус, привод, тормозной фрикцион, ротор, ножка катушкодержателя, переключатель заднего направления, шток крепления шпули, лесоукладыватель с дужкой, роликом, зубчатое колесо с дужкой.
Как разобрать
Ремонт катушки для спиннинга в домашних условиях осуществляется в следующей последовательности:
- отворачивается гайка тормозной системы и шпули;
- снимаются шестерни и шайбы, размещённые под шпулей;
- демонтируется ручка катушки;
- отворачивается гайка зажима в устройстве механизма;
- разбирается ротор;
- демонтируется лескоукладывательная дужка;
- демонтируется механизм защёлки лескоукладывателя;
- демонтируется ролик протягивания лески;
- отворачивается болт стопорного устройства заднего хода;
- демонтируется переключатель;
- отворачивается болт заглушки;
- демонтируется заглушка;
- демонтируется стенка.
Не разобранным остаётся главный механизм, состоящий из пары шестерёнок и бегунка. Его разборка нежелательна без крайней нужды.
Для очистки деталей безынерционной спиннинговой катушки используются влажные ватные диски и тампоны, пресная тёплая вода, лучше дистиллят. Для ликвидации загрязнений в недоступных узлах используются ватные палочки и пинцет.
При ремонте рыболовных катушек и их очистке от грязи, песка, нежелательно применять едкие бытовые чистящие растворы. Замените их на бензин или этиловый спирт.
Независимо от вида снасти, при разборке механизмов, детали и части располагают на чистой поверхности в последовательности демонтажа. Такой метод позволит собрать конструкцию обратно в несколько раз быстрее.
Разборка мультипликаторной инерционной катушки
Перед началом восстановления, спиннинговая катушка разбирается в следующем порядке:
- Откручивается контргайка, крепления ручки катушки.
- Для извлечения шпули разбирается кожух мультипликатора. С этой целью отворачивается контргайка, поворачивается и снимается «щека» мультипликатора.
- Извлекается шпуля из кожуха мультипликатора.
- Чтобы достичь главного устройства мультипликатора, снимается узел с оси и прокладки, размещённой под ней.
- Снимается крышка на осевом тормозе.
- Откручиваются болтовые соединения, фиксирующие крышку главного механизма и снимается крышка.
- Разбирается главный механизм. Максимальная по размеру шестерня является основной, в ней расположены фрикционные диски катушки спиннинга.
- Снимается декоративная накладка, извлекается направляющее устройство бегунка.
- Демонтируется стопор червячного узла, откручивается крышка и достаётся «зуб», затем извлекается «червяк».
После полной разборки изделие промывается, проводится диагностика неисправностей катушки и осуществляется её ремонт. Для профилактики неисправностей в работе катушки проводят определённые процедуры.
Периодически необходимо чистить устройство от грязи и пыли, протирать борт шпули для удаления наслоений. Они приводят к износу шнура и деформации бортика при вращении ручки катушки. Но самое главное в самостоятельной профилактике неисправностей детали — вовремя отремонтированный ролик лесоукладывателя.
Причины и периодичность профилактики роликов могут быть разными. Это зависит от индивидуальных особенностей конструкции. Узел ролика скольжения необходимо обслуживать один раз от 10 до 20 ч. наработки устройства, то есть, через каждые три—четыре рыбных ловли. Ролик на базе шарикоподшипника обслуживается с периодичностью от 40 до 50 ч. Такая высокая частота вызвана значительной скоростью вращения и постоянным контактом со шнуром.
Под ролик в процессе эксплуатации, посредством движущегося шнура, постоянно попадают вода, взвесь песка, водоросли. Выступая в качестве абразива, данные вещества преждевременно изнашивают узел, приводят к «пропилу» ролика, обрыву шнура и потерям трофеев и приманок.
Разборка ролика лесоукладывателя
Демонтаж потребует следующие инструменты:
- пинцет;
- карандаш;
- крестовая отвёртка;
- упаковка бумажных салфеток;
- набор ватных палочек;
- пузырёк с жидким маслом;
- банка с уайт-спиритом.
Не применяйте смазку сомнительного состава и происхождения. Популярный вариант — гидравлическое веретённое масло.
Перед разборкой ролика лесоукладывателя, зарисуйте или сфотографируйте его положение в узле. Во время всего процесса разборки следует проводить поэтапную фотофиксацию. Сборку катушки спиннинга осуществляют в противоположной последовательности. Как починить катушку для спиннинга, определяют после диагностики проблемы.