Как настроить эхолот для рыбалки


Обеспечение эхолота бесперебойным питанием от генераторной катушки ПЛМ

В распоряжении нашего видеоблога есть два лодочных комплекта, а соотвественно, и два мотора:

1. Mercury 15

2. Yamaha 8

Практически, с каждого двигателя можно получить напряжение и первое, чем мы занялись — это установка генераторной катушки с выпрямителем на мотор Mercury 15, с целью обеспечения нашего эхолота постоянным и бесперебойным питанием. С завода, ПЛМ Mercury 15 не оборудован генераторной катушкой, поэтому нам потребовалось ее заказать. Для тех, кому это также окажется необходимо, оставляю следующую информацию:

Чтобы заказать оригинальную генераторную катушку на мотор Mercury 15, введите в поисковой строке вашего браузера следующий Purtnumber — «42282A 4» и поисковик предложит вам несколько вариантов покупки.

Генераторная катушка, в зависимости от оборотов двигателя, вырабатывает переменное напряжение, поэтому вместе с ней требуется установка регулятора или выпрямителя напряжения, который позволял бы получать постоянные и стабильные 14В, необходимые для заряда аккумулятора. Это послужило причиной тому, что мы обратились к небезыствестному на нашем сайте Андрею Сфинксу, который изготавливает такие выпрямители собственноручно.

Процесс установки катушки и выпрямителя вы можете посмотреть в видео по ссылке >>>

Также, мы оборудовали выпрямителем Ямаху, которая в отличие от Мерка, уже с завода комплектуется, как генераторной катушкой, так и регулятором напряжения, но использовать стоковый выпрямитель для питания дорогостоящих приборов, как мы выяснили, категорически, не стоит. Говоря простыми словами, регулятор Ямахи выполнен на более простой схеме, предназначенной, только для заряда батареи. Выпрямитель от Андрея, в свою очередь, более сложный и способен питать не только аккумулятор, но и сам прибор напрямую. Поэтому, мы без лишних раздумий, установили на Ямаху выпрямитель от Сфинкса.

Видео здесь >>>

Так мы закрыли вопрос о питании Хеликса и перешли к монтажу эхолота и датчика в лодке.

Дополню этот блок тем, что на данный момент и до сегодняшнего дня, мы ни разу не питали эхолот напрямую. Мы используем аккумультор на 12 Ah, который питает эхолот, а сам питается от мотора. Схема рабочая, но не подразумевает постоянную бесперерывную работу эхолота — встав на точке, мы выключаем прибор. Также аккумулятор стремится к разрядке при долгих поисках рыбы на совсем малых оборотах, особенно на моторе Ямаха 8.

Объявление Андрея о продаже стабилизаторов по ссылке >>>

Как пользоваться эхолотом

Эхолот Humminbird PiranhaMAX 160 приводится в активное состояние нажатием кнопки POWER. Система загружается весьма быстро. Когда прибор полностью включен, можно погружать датчик в воду.

С этого момента можно начинать исследовать водную акваторию. Нужно выбрать режим работы гидроэхолокационной системы. Это можно делать либо в автоматическом режиме, либо в режиме индивидуальной настройки. Для работы в режиме индивидуальной настройки без опыта в рыболовецком деле не обойтись. Меню также позволяет выбирать масштаб отображения информации, громкость звукового оповещения, отображение или скрытие дополнительных данных.

После завершения работы с гидроэхолокационной системой нужно обесточивать прибор. Это полезно и для безопасности использования, и для экономии расхода энергии.

Установка структурника с большим экраном и датчика эхолота с боковым сканированием на ПВХ лодку

Соотнеся все «за» и «против», мы решили крепить экран эхолота на ликтрос. Немного помониторив новосибирских производителей разных УКБ, на глаза попалась , чьи элементы крепления уже использовались нами ранее. Но, ничего удивительного, специальных крепежных блоков для подобных экранов у производителя не оказалось. Зато, Дмитрий, управляющий производством, охотно согласился попробовать изобрести, что-нибудь, специально, для Хеликс 12, за что ему огромное спасибо!

Так выглядел крепежный блок при получении

На обеих наших лодках установлены дополнительные ликтросы, для крепления на него разных вещей. После первой же эксплуатации стало понятно, что будет не лишним сделать на крепежном блоке дополнительные пазы для того, чтобы крепить эхолот на оба ликтроса, тем самым, намертво, фиксируя его на баллоне. Также, нижнюю полку, предназначенную для акккумулятора, было решено укоротить и использовать ее в качестве «столика» для приманок. Аккумулятор же было решено прятать в сумку, которая крепится к банке. Дмитрий «допилил» КБ по нашим запросам, и теперь, когда присутствует сильная волна, мы крепим эхолот на два ликтроса.

Не самая удачная фотография, но все же, на ней можно видеть появившийся снизу дополнительный паз под нижний ликтрос и укороченную нижнюю полку. Повтроюсь, что установку на два ликтроса мы используем только при сильной волне.

Возможно, это не самое идеальное решение по креплению такого экрана, но по большому счету, решение рабочее. Использовать его, впринципе, можно.

Сайт производителя >>>

Пока пишу эту статью, понимаю, как это здорово, что в Новосибирске есть столько мастеров рыболовных дел, которых сайт собрал вместе под одной крышей. И вот, что я имею ввиду — на страницах нашего форума, мы снова нашли нужного нам человека, который сам изготавливает струбцины для датчиков эхолотов, а конкретно, может изготовить струбцину для датчика с боковым сканированием, которая была нам также необходима. Конструктивная особенность крепления такого датчика зкалючается в следующем:

за счет того, что датчик сканирует не только вниз, но и в обе стороны ( луч датчика имеет угол 180 градусов ), его крепление на струбцине, использующейся для датчиков эхолотов без бокового сканирования, вариант не подходящий. Не сложно догадаться почему — с одной стороны, нога мотора будет препятствовать обзору. По этой причине датчик должен уходить под лодку. Да, некоторые струбцины, непредназначенные для датчиков с боковым сканированием, можно перевернуть, развернув тем самым датчик в обратную сторону. Но в этом случае, левая сторона на экране эхолота будет правой, а правая, соответственно, левой. Согласитесь, не очень удобное решение. Датчик должен крепиться в правильном положении. Так вот, еще один Дмитрий, струбцинных дел мастер, изготовил нам этот элемент крепления в нужном виде, за что мы ему также весьма благодарны. Кроме того, Дмитрий — пивовар и угостил нас бутылочкой пива собственного производства, которое мы с удовольствием попробовали перед фестивалем «Обская Заруба 2017» — наверное, это оно придало нам сил и бодрости духа, ведь мероприятие прошло успешно и наших сил хватило до самого его финала, но вернемся к нашим баранам.

Объявление Дмитрия о продаже струбцин по ссылке >>>

Итак, эхолот надежно закреплен в лодке, датчик эхолота без проблем сканирует в обе стороны, аккумулятор постоянно поддерживает заряд — все готово к эксплуатации. Ну, и что же ты такое, Helix?

Предисловие

Друзья, первое, что хочется сказать это вот что. Если вы считаете, что достаточно просто установить структурник в лодку, чтобы сразу пойти наказывать крупную рыбу, то знайте, что это не так, при чем, даже близко не так. Для начала, прибор требует того, чтобы в нем разобраться. Сделать это, несколько сложнее, чем на более простых приборах, к которым мы все привыкли. Вот самые перые требования, с которыми мы столкнулись:

1. Понять отображение на экране бокового сканирования, как таковое.

2. Научиться правильно понимать детальные отображения эхолота на боковом сканере, как то: силуэты рыб ( по которым можно проводить полезную селекцию ), правильно распознавать особенности рельефа, ориентироваться и правильно определять месторасположение интересных отображений экрана.

3. Научиться наиболее эффективно использовать способности эхолота и его режимы сканирования, чтобы еще быстрее находить песрпективные места.

4. Научиться быстро и правильно выставляться на уже заданных точках, что совсем и совсем непросто, при использовании простого якоря. ( Кстати, только со структурником я понял, насколько неправильно я мог выставляться на точке раньше. Самое банальное — это контроль расстояния. Иногда, доходило до смешного, когда при постановке на течении или сильном ветре, тебе кажется, что ты встал, плюс-минус, как положено, а на самом деле «улетел» от нужной точки метров на 50-70 дальше. Контроль расстояния — одна из наиважнейших деталей при постановке, которая особенно актуальна при ловле на течении, при ветре и на простом якоре. )

5. Научиться совмещать несколько режимов, поняв, как пользоватья каждым из них: картография, навигация, режимы сканирования — максимально полезно использовать их, маневрируя этими режимами правильно, в нужное время используя нужный режим. Ведь, если нет полного понимания, что зачем и когда нужно, то можно долго впустую терять кучу времени и эхолот из помощника превратится во врага, съедающего время без отдачи.

6. И, на мой взгляд, один из самых важных пунктов — не уйти при этом целиком и полностью с головой в эхолот, и оставить себя на ориентацию на водоеме с помощью своих глаз. Опыт рыбалки с рыболовами, которые, сев в катер, сразу же уходят в структурник, не поднимая головы у меня был, и я убежден, что это также в корне неверно и напрямую влияет на худший результат. Самый первый поиск на незнакомом месте, должен производиться глазами и уже потом эхолотом — это значительно сократит время и оставит вам возможность сделать больше забросов приманки в нужное место.

Боковое сканирование и отображение силуэтов рыбы

Безусловно, самое первое перимущество Humminbird Helix 12 и, вообще структурников, — это боковой обзор. Для начала хочу объяснить отображение бокового сканера. Лучше всего это объясняет картинка от Humminbird.

Картинка бокового скана Хеликс 12 выглядит несколько иначе, но суть всех отображений SI одна: «дорога» посередине — это вода, структуры по бокам — это дно, справа и слева соответственно. Отображаемый на экране рельеф максимально точно изображен на 3D схеме рядом. Вприниципе, эхолот позволяет увидеть дно, именно, с точностью этого 3D изображения.

Как рассказывают, в одном из своих роликов, уважаемые мною братья Щербаковы, принцип работы структурника очень похож на ситуацию, когда ты едешь по асфальтированной дороге через поле: посмотрел вправо — ручеек течет, несколько деревьев вдоль его берега, посмотрел влево — ложбинки, ямки заросшие травою, на бугорочке, в тени куста, сидят птицы. И действительно, примерно так, и с боковым обзором эхолота.

Так выглядит картинка Helix 12

В этом случае, на экране выставлено три отображения: SI, DI и Sonar. Пропорции размеров экрана те, которые мы посчитали оптимальными. Режим бокового сканирования, как основной, нижнее сканирование и режим сонара, как дополнительные. Если мы посмотрим на картинку SI, то мы можем видеть следующее:

линия посередине, режущая экран пополам — ход нашего плавсредства. Темная дорога — это толща воды. Теперь представьте, что дно, которое имеет желтый цвет, лежит в другой плоскости. Так, словно бы лист формата а4 согнули пополам, создав угол 90 градусов, где одна плоскость показывет нам толщу воды, а другая дно. На дно, при этом, мы смотрим сверху вниз. Луч датчика боковго сканирования выставлен на 25 метров, о чем свидетельствует разделительная шкала сверху экрана — 6, 12, 18 и 25 метров. Датчик бокового сканирования выставлен на частоту 455 кГ, которую мы считаем оптимальной. Частота сканирования отображена в нижнем левом углу экрана, каждого из трех режимов сканирования. В левом нижнем углу общего экрана отображается глубина ( 5,9 м ), скорость движения ( 2,4 км/ч ) и температура воды ( 7,0 С ).

По левую сторону, между отметками 6 и 12 метров мы видим аномалии дна, по правую сторону, за отметкой 18 метров мы видим некоторое скопление продольных силуэтов — два из них более «худые» и прогонистые, три другие — пошире. Не всегда, но большинстве случаев, подобные силуэты я определяю, как силуэты хищников ( судак, щука ) и в конкретном случае, не самых маленьких. Учитывая, что картинка с обского водохранилища, с того места, где на этот промежуток времени ходят стаи судака, — я предполагаю, что силуэты принадлежат именно этой рыбе.

Непонятное отображение по левую сторону, чуть ниже нулевой отметки, на протяжении всего хода плавсредства — это завихрения от работы мотора.

Обзор модели

Гидроэхолокационная система Humminbird 160 позволяет получить информацию о состоянии водной толщи на большом исследуемом участке. Система Humminbird Piranhamax 160 (датчик плюс цифроаналитический блок) хорошо подходит для любительского использования.

Эхолот Humminbird Piranhamax 160 цену имеет низкую, а уровень информативности — высокий. Точность данных о состоянии дна, о его рельефе, о структуре водного участка, о предметах, корягах, водорослях и главное — о наличии рыбы — подтверждена и результатами многочисленных независим экспертиз, и отзывами о Humminbird Piranhamax 160.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]