На сегодняшний день многие рыбаки признают, что ловля рыбы с берега становится все менее результативной. Даже подкармливая рыбу в насиженных местах все реже удается получить хороший улов. Поэтому большинство рыбаков стараются обзавестись хотя бы каким нибудь плавсредством для того, чтобы отойти подальше от берега и постараться увеличить свой улов.
Обычно в этих случаях они используют надувную лодку или катамаран. В чем отличие этих плавсредств? Или в чем преимущество катамарана над лодкой? Давайте разберемся.
Что такое катамаран?
Если посмотреть на фото катамарана для рыбалки, то легко заметить что между ним и надувной лодкой много общего. Надувная лодка представляет собой единое целое, даже если она поделена на отсеки и каждый из них надувается отдельно.
Катамаран имеет два отдельных поплавка между которыми оборудован настил. Площадь катамарана намного больше за счет его ширины и полезного места достаточно даже для оборудования небольшой палатки или навеса.
Читайте здесь Клей для лодки — инструкция как правильно надежно и быстро заклеить ПВХ лодку (85 фото)
Катамаран практически невозможно затопить, так как его грузоподъемность значительно выше чем у лодки.
Катамараны в наши дни
Скоростной паром фирмы Speed Ferries в порту Дувра
Катамараны уже достаточно активно используются в качестве пассажирских судов в закрытых морях на не очень больших расстояниях (например, на Средиземном море). Здесь они становятся конкурентом авиации.[8]
В последние годы появились так называемые яхты-катамараны из алюминия, морской стали и композитных материалов. Данные катамараны делят на две категории — серийные и в единственном экземпляре, так называемые супер- и мегакатамараны, которые строят по индивидуальным решениям и с полной индивидуальной комплектацией, что позволяет отнести их к категории люкс. Большинство яхт-катамаранов являются парусно-моторными, что способствует защите окружающей среды и экономии энергии.
HSV-1
Joint Venture
, большой опытный, скоростной военный катамаран постройки Incat.
Гоночная моторная лодка-катамаран (Гран-при США, 2006)
В водно-моторном спорте катамаранная форма также является наиболее распространённой, позволяя создавать высокоскоростные лодки, развивающие скорости до 250 км/ч и выше, как например катера водномоторной Формулы 1, или морские катера Класса 1. Так называемая туннельная катамаранная схема позволяет реализовать принцип динамической воздушной подушки, весьма существенный на таких скоростях — соединительному мосту придаётся аэродинамический крыльевой профиль, создающий под днищем повышенное давление и подъёмную силу, которая увеличивается тем, что воздух дополнительно запирается с боков корпусами, снизу водной поверхностью, а спереди — набегающим воздушным потоком. Образующаяся воздушная подушка позволяет поднимать корпуса из воды, уменьшая сопротивление, так что катера касаются воды лишь винтами и задними концами поплавков.
Какие бывают катамараны?
Рассматривая самые разнообразные катамаранов можно выделить следующие:
Надувной катамаран для рыбалки. Такие катамараны обычно небольшие по своим размерам и легко складываются в рюкзак. Как правило, они рассчитаны на одного человека и позволяют рыбаку добраться до самых недоступных частей водоема.
Катамараны с жесткими баллонами. Как правило, перевозятся на прицепах автомобилей и имеют гораздо большую грузоподъемность. Зачастую на них устанавливаются моторы, позволяющие этим судам развивать приличную скорость.
Плесовые и экспедиционные катамараны
Их предпочитают поклонники приключений, но не экстремальных. Это суда для рыбаков, любителей купания на середине озера или реки, долгих сплавов по рекам разной сложности. Экспедиционные плавсредства отличает простота и надежность конструкции. Чтобы в дорогу можно было взять не только багаж, но и пассажиров, предусмотрена укрепленная палуба. Суда этой категории рассчитаны на пассажиров, но рассчитывать допустимое количество человек лучше не по числу мест, а по грузоподъемности.
Наибольшим спросом пользуются устройства на четырех гребцов. Они позволяют при необходимости посадить на весла и шестерых. Это суда для речного сплава, но они не рассчитаны на сложность маршрута выше «тройки».
Туристические катамараны
Каты для водного туризма с элементами экстрима. Подобрать такое судно сложнее, чем кат для неспешных сплавов большой компанией и рыбалки, потому что это не только средство передвижения, но и спортивный снаряд. Значение имеет ткань надувных баллонов, их форма, посадка туристов и множество других факторов. Поскольку количество гребцов влияет на габариты судна, обычно оно рассчитано на 2-4 людей. В продаже можно найти и большие суда, но они проигрывают в маневренности и скорости. Внешне каты для туризма легко узнать по форме баллона: нос утолщен.
Во время сплавов по горным рекам настил палубы запрещен, потому этот тип судов нередко обходится вообще без палубы. Катамаран нужно подыскивать с учетом реки: если она горная и извилистая, вам необходим легкий и маневренный вариант.
Спортивные катамараны
Это спортивные снаряды для гонок на прохождение экстремальных трасс. Их главное отличие – увеличенная маневренность и легкость. Катамаран облегчают настолько, насколько это возможно, грузового отсека не предусмотрено. Грузоподъемность спортивных судов небольшая, зато они позволяют экстремалам проходить сложные трассы. Для длительных путешествий этот тип транспорта не подходит. Новичкам сложно самостоятельно подобрать оптимальное изделие, поэтому лучше консультироваться с более опытными спортсменами.
Можно ли сделать катамаран самостоятельно?
Если катамаран такое удобное средство для рыбалки, то возникает вполне резонный вопрос: а возможно ли создать самодельный катамаран для рыбалки своими руками.
Опыт многих рыбаков подсказывает, что это возможно. Тем более многие из них гордятся своими катамаранами и выставляют их фото в социальных сетях.
Давайте посмотрим какие материалы подойдут для создания самодельного катамарана.
Материал для катамарана
Наиболее популярным среди рыбаков является катамаран ПВХ для рыбалки.
Для этого используют достаточно плотный ПВХ с плотностью примерно 800 г/кв.м.
Благодаря таким баллонам можно сделать не только прочный, но и грузоподъемный катамаран, на котором может разместится более двух рыбаков.
Резюме
Так или иначе, как обычно, все упирается в два фактора:
- Личные предпочтения
- Финансы
Два типа судна предоставляют совершенно разные ощущения от паруса, поэтому перед покупкой крайне рекомендуется арендовать каждый их них и сравнить чувства. Как бы то ни было, можно смело утверждать, что катамаран идеален, если не для покупки, то для чартера точно. Да, он дороже, но и предлагает много.
Рынок катамаранов на подъеме и растет стремительно. Верфи Lagoon (Beneteau), Fountaine-Pajot и многие другие производители ежегодно увеличивают за счет них свой оборот. И в данный момент спада спроса в обозримом будущем не видно.
Однако среди классических яхт на вторичном рынке гораздо шире диапазон выбора по всем параметрам, включая год постройки и материалы. Если парус для вас — это, прежде всего, спорт, и есть задумки погоняться на регатах, то забудьте о катамаранах, монокорпусной круизер — это ваша лодка.
Автор: Михаил Сафронов
Что такое бимс?
В интернете можно прочитать, что тот или иной катамаран имеет два или три бимса. Что это такое? Бимсами называют жесткие перекладины соединяющие между собой баллоны катамарана.
Обратите внимание!
Клей для лодки — инструкция как правильно надежно и быстро заклеить ПВХ лодку (85 фото)Лодочный мотор своими руками — советы начинающим, проекты, чертежи и пошаговое описание постройки основных узлов и элементов (видео + 120 фото)
Рулевая консоль для лодки — обзор лучших моделей и советы по установке для разных видов лодок (100 фото и видео)
Если катамаран небольшого размера и рассчитан на одного или двух рыбаков, то двух бимсов будет вполне достаточно, так как длина баллонов не большая.
Для посадки большего числа рыбаков применяются баллоны большей длины и соответственно необходимо устанавливать трех бимсовую систему.
Конструкция
Суда, состоящие из двух корпусов, соединены между собой палубным или ферменным мостом.
Конструктивной особенностью большинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция — корпуса соединены балками, пространство между которыми закрыто сеткой, по которой передвигаются члены экипажа. Подобное решение существенно ограничивает условия обитаемости, но с этим мирятся на небольших судах, предназначенных для участия в соревнованиях.
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 30 ноября 2021 года . |
Разновидности
- Глиссирующий корпус;
- Полуводоизмещающий корпус;
- Водоизмещающий корпус.[2]
- Судно с малой площадью сечения по ватерлинии (SWATH).
Какая опора лучше?
Опорой называют помост, который крепится на бимсах. Он также может быть жестким и мягким. У мягких помостов преимущество в том, что они легко складываются и упаковываются не занимая много места.
И наоборот, жесткий помост намного удобней, он позволяет свободно перемещаться по катамарану и размещать на нем груз, но перевозить такие помосты гораздо сложнее.
Морской колобок укатится от всех
Автор Вячеслав Шпаковский
29.04.2014 10:00 (Обновлено: 29.04.2014 11:52)
Эврика » Изобретения
Катамаран не спутаешь ни с какими другими морскими судами. Одно из самых древних изобретений — корабль с двумя корпусами, между которыми есть некоторое пространство. Известно, что такая конструкция весьма остойчива, то есть волнам ее труднее опрокинуть, а площадь палубы у нее очень велика. Однако такие суда почему-то все еще редкость. Почему?
Катамаран это… «связанные бревна»
О катамаранах знают, конечно, все. Другое дело, что мало кто знает о том, что когда-то катамаран имел только один корпус. Фактически катамаран в точном значении этого слова в переводе с тамильского это плот — «катту-марам» или «связанные бревна». То есть платформа из нескольких бревен, несущая один латинский или люгерный (рейковый) парус, рулевое весло и выдвигающиеся вниз доски-шверты. Родина таких судов — коромандельское побережье Индии, изобретатели — древние рыбаки Мадраса. Они вязали (и до сих пор вяжут) эти легкие, непотопляемые и остойчивые парусные плоты из нечетного числа (от трех до девяти) бревен. Центральное бревно толще остальных, носовой его конец заострен и слегка загнут вверх; остальные бревна прикреплены к среднему так, что носовая часть плота получается заостренной, как у пироги. Индийцы настолько мастерски владеют искусством управления таким плотом, что плавают на нем при любой погоде и даже ухитряются перескакивать через песчаные бары (наносы песка в устье впадающих в море рек), двигаясь со скоростью 20 узлов, т. е. 37 км/ч.
Очень похожа на катамаран и знаменитая бразильская жангада, о которой (а отнюдь не о каком-то там беспризорном мальчишке!) поется в популярном в СССР кинофильме «Генералы песчаных карьеров», снятого по роману Жоржи Амаду «Капитаны песка». Она тоже связывалась из нескольких тесаных бревен и за счет этого была и очень остойчива, и развивала приличную скорость!
Как подобрать мотор для катамарана?
По сравнению с лодочным мотор для катамарана требуется гораздо слабее, а значит он легче и потреблять будет меньше бензина.
Обратите внимание!
Держатели для спиннинга на лодку — обзор моделей, способы изготовления своими руками, советы по выбору и применению (120 фото)Тюнинг лодки — особенности улучшения лодки. Обзор лучших идей и видео советы как усовершенствовать лодку своими руками (140 фото)
Насосы для лодок — рейтинг лучших моделей и производителей. 145 фото и видео работы различных насосов
Хотя моторы ставят на более крупных катамаранах, тем не менее даже одноместный катамаран для рыбалки способен на себе нести мотор.
Преимущества и недостатки
Преимущества[3]
К преимуществам катамаранов относят большую площадь палубного пространства, большую начальную остойчивость, меньшую амплитуду качки, возможность иметь большие удлинения корпусов, что обеспечивает большую скорость хода. Катамаранная схема даёт возможность разнести силовую установку, что повышает её надёжность от механических повреждений.
- Большая площадь палубы[4].
- При меньшем водоизмещении — способность нести бо́льшую парусность при небольших
углах крена. - Меньший (на несколько процентов), по сравнению с однокорпусным судном, уровень качки при волнении[5].
- В отличие от положения палубы однокорпусного судна, палуба катамарана остаётся параллельной поверхности воды на всех скоростях, позволяя сохранять необходимый обзор и способствуя более эффективной экономии топлива.
- Катамараны легче в управлении и более манёвренны, чем однокорпусники.
Недостатки
Большая площадь смоченной поверхности делает катамараны неэффективными на малых скоростях, использование двух корпусов и соединительного моста требует большего расхода металла при постройке.
- Соединительный мост при сильной качке подвергается сильной нагрузке (тем не менее, эта проблема, которая являлась на протяжении долгого времени основной, сегодня может разрешиться за счёт использования современных прочных материалов).
- Повышенная масса корпусных конструкций на тонну водоизмещения.
- Увеличенная смоченная поверхность и вязкостное сопротивление (в связи с этим — малоэффективны на небольших скоростях).
- Резкое снижение остойчивости, при увеличении крена до некоторого угла, что приводит к риску опрокидывания (при крене, достигающем угла опрокидывания, происходит быстрый переход восстанавливающего момента в опрокидывающий, так как центр тяжести поднимается намного выше центра сил плавучести).[6].
- Увеличенная габаритная ширина.
- Многокорпусные корабли не приспособлены к действиям во льду.
Фото катамарана для рыбалки
Обратите внимание!
Надувные кресла для лодки — советы по выбору, установке и пошаговое описание как сделать своими руками (100 фото и видео)Как хранить лодку — как правильно хранить зимой и летом? Советы, фото и видео рекомендации экспертов
Лодки ПВХ под мотор — обзор лучших моделей, советы профессионалов по выбору, уходу и эксплуатации (135 фото + видео)
Помогите проекту, поделитесь в соцсетях
0