При ловле крупной рыбы на фидер или на обычную донную снасть, вам может пригодиться катушка с байтранером. Такой механизм позволит ловить на несколько снастей одновременно, не опасаясь, что при поклевке крупной рыбы, она порвет леску или утащит ваше удилище в воду.
Ведь рыбак, при таком виде ловли, не может всегда держать снаряженную удочку в руках, тем более что их, как правило, бывает две и более. После заброса снасти они устанавливаются на стойки в ожидании поклевки.
Для чего нужен байтраннер на катушке
Байтраннер в механизме работы безынерционной катушки выполняет роль второго тормозного устройства, способного осуществлять как самопроизвольный сброс основного шнура, так и его жёсткую фиксацию. В совокупности с фрикционом, основным тормозом безынерционки, возможность дублёра позволяет настроить катушку на более эффективное вываживание рыбы большой массы и предотвращения потери снасти в результате её стягивания с опор в момент агрессивной поклёвки или временной потери снасти из вида. Ещё одной практической возможностью механизма является функция замера глубины с помощью маркерного поплавка.
Важно! Обыденные рыболовные катушки без данного функционала отличаются от байтраннерных меньшей массой и визуально выглядят менее массивно.
Как работает механизм
Работа в активизированном состоянии заключается в возможностях обеспечения механизма катушки полным отключением шпули от схемы передаточного механизма. В результате такого действия шнур со шпули получает свободу для самопроизвольного сбрасывания, которое происходит полностью в автоматическом режиме при определённых предельных нагрузках. Нагрузки на шнур обеспечивает взявшая насадку рыба.
При обнаружении поклёвки, рыболовная катушка с байтраннером включается в обычный режим работы с помощью вращения ручки механизма или приведением рычага функции в первоначальное положение, что тождественно действиям рыболова во время лова. Дальнейшие функции тормоза и контроля спуска шнура принимает на себя фрикцион, который завершает манипуляции вываживания трофея, доводя его до логического конца.
Советы по правильной эксплуатации
У процесса эксплуатации тоже есть своё пошаговое описание.
- Сначала делается заброс, после которого рекомендуется устанавливать удочку на специальную подставку. Тормозная система переводится в режим включения.
- Тормозная система отключается строго перед подсеканием. Затем начинает вываживаться улов.
- Если в процессе вылова слышен сильный щелчок – значит, работает фрикцион.
- На следующем этапе нажимают на маленький рычаг байтраннера. Ручка начинает свободное движение. После возвращается к исходному положению. Обеспечивается полный контроль над поведением лески.
- Байтраннер закрывают небольшим поворотом ручки, когда леска затянется полностью. После этого должен начать работать обычный режим по регулировке.
- Обратный ход отключается на протяжении всего времени.
- Леска должна медленно сходить даже под грузом в самом большом изгибе. Для этого соответствующим образом настраивают фрикционный тормоз. Тогда леска не будет обрываться, уменьшается вероятность обрыва всей удочки.
- Фрикционный тормоз постоянно ослабляется, если в активной работе нет смысла. Такое отношение позволяет сохранить максимально стабильное рабочее состояние конструкции.
- Для вылова спиннингом, донкой и фидером катушки с байтраннером вполне можно использовать. В некотором роде систему можно назвать универсальной. Среди рыболовов она всегда пользуется популярностью.
Сфера применения функции в рыбалке
Катушки с байтраннером просто незаменимы в донной ловле крупной рыбы. Обусловлено это тем, что иногда рыболову приходится достаточно долго ждать поклёвки осторожной рыбы, а при этом не всегда есть возможность наблюдения за заряженной рыболовной снастью. При таком способе лова, а в основном это карпфишинг, часто одновременно применяют несколько удилищ. В данном случае одновременные поклёвки грозят потерей удилища, элементарным стягиванием его в водоём. Поэтому нужен байтраннер на катушке.
Активизировав функцию на расположенных в родподе удилищах, рыболов может спокойно заниматься второстепенной деятельностью, лишь строго реагируя на звуки сигнализаторов поклёвок. Беспокоиться за целостность удилища не стоит.
Важно! Байтраннером обеспечено беспрепятственное стравливание шнура до операции засечки рыбы непосредственными действиями рыболова.
Но функция защиты удилища — не единственное достоинство таких катушек. Байтраннер на катушке это и отличная возможность подачи приманки или наживки в зону лова. Такой приём рыболовы осуществляют при установке живца или другой насады, когда отвозят по воде монтаж в зону лова и устанавливают его на определённой точке. Активизируя функцию сброса шнура, удилище доставляют на берег и монтируют в рабочее положение.
Примерно такую же функцию выполняет эта особенность безынерционной катушки в троллинговой ловле. Здесь рыболов активизирует механизм свободного спуска шнура во время движения лодки, когда нужно воблер или другое подобное оснащение подать в определённую точку с особой точностью. Оставив воблер на поверхности, спускают требуемый отрез шнура, переводя катушку на работу фрикциона. При маркировке и определении глубин вполне рационально пользоваться возможностями катушки с такой функцией. Подав оснащение глубиномера на требуемую точку, последствием его заброса, включают механизм свободной подачи и по замеру отреза сошедшей лески или плетёного шнура определяют уровень глубины. Пользоваться байтраннером во всех представленных выше случаях достаточно просто, комфортно и эффективно.
О преимуществах и недостатках системы
Положительные стороны будут следующими:
- Можно быть уверенным в том, что удилище не затянет в воду, даже когда поклёвка мощная.
- Возможность замерять расстояния между дном и поверхностью водоёма. Достаточно прикрепить поплавок-маркер к катушке.
- Значительное упрощение общего процесса ловли.
- Отсутствие вибрирования, способного заметно усложнять процесс ловли.
- Более плавная и сбалансированная работа по сравнению с системами, у которых нет специализированного оборудования.
Но не обошлось и без минусов:
- У таких катушек свои особенности работы. Потребуется некоторое время, чтобы к ним привыкнуть.
- Высокая стоимость, которая по карману далеко не каждому.
- Отсутствие свойства долговечности у системы. Довольно часто необходим ремонт.
- Серьёзный вес.
Настройка катушки
Важно! Основным условием настройки механизма является его синхронизация с основным тормозом или фрикционом.
Непосредственно сама байтраннерная настройка, а настраивается усилие стягивания лески посредством частоты вращения шпули, производится прижимным механизмом, закручивая который, увеличивают нагрузку на вращение шпули, а расслабляя винт — полностью убирают. Регулируя усилие зажатия таким способом, стягивают шнур со шпули, определяя нужный параметр величины приложенной силы.
Но в данном случае стоит отметить, что не все модели безынерционных катушек, имеющих байтраннерную функцию, оснащены механизмом его тонкого регулирования. Зачастую функция в механизме может быть или полностью включена или полностью выключена уже описанным выше рычагом. При таком варианте практическая надобность в синхронизации двух тормозных механизмов отсутствует, а вот при обратном случае настройку фрикциона делают жёстче параметров настройки байтраннера.
Спустив леску и переведя катушку в режим работы фрикциона, шнур должен забираться только запредельными нагрузками, превышающими прочность лески, что для условий работы байтраннерного спуска не является главной и первоочередной задачей.
Как выбрать катушку с данной системой
Рыболов, определившийся в вопросе, зачем нужен ему механизм с байтраннером, должен разбираться и в принципах выбора соответствующей вещи, исходя из его внешнего вида и функциональной дееспособности. Выбирать безынерционку стоит в металлическом корпусе и желательно из лёгких сплавов, так как наличие большого функционала изделия достаточно серьёзно увеличивает основную массу катушки.
Составляющие корпуса должны быть свинчены без изъянов, что говорит о высоких качествах водостойкости механизма. Работу тормозных систем определяют по приложению силы к навязанному на шпулю отрезку шнура. Движения шпули должны быть ровными и плавными, без хромоты и наличия посторонних шумов. Регулирующий механизм должен позволять маневрировать силами стягивания шнура как в большую, так и в меньшую сторону, что должно отчётливо ощущаться.
Добротное изделие имеет адекватную массу, оно не очень лёгкое, имеет опрятный вид, без наплывов в покрытиях и разнородностях в зазорах. Однозначно можно сказать, что дешёвые пластмассовые плагиаты уже при первых значительных нагрузках покажут свои слабости, а их практическое воплощение вызовет лишь досаду от упущенных возможностей.
Рейтинг катушек с байтраннером
Рейтинг катушек обосную исходя из их качественных и стоимостных характеристик, позволяющих рыболову совместить надёжность использования механизма и в то же время излишне не давить на свой бюджет, соблюдая принцип демократичности стоимости аксессуара.
- Большой популярностью среди карпятников пользуются механизмы, производимые фирмой Shimano. Катушка Exage 4000 RC в линейке производителя заслуживает особого внимания. Ведь облегчённый корпус и высокое передаточное число обеспечивают наиболее комфортные условия при ловле крупной рыбы. Стоимость относительно других топовых фирм значительно приятней, ну а надежность этой фирмы проверена годами и не вызывает сомнения.
- Не менее любима рыболовами и общеизвестная Daiwa. Её рыболовные аксессуары ценятся за надёжность и сбалансированность работы механизма. В цене товары фирмы лишь ненамного превышают предыдущего топового производителя, но почитателям марки такое превышение помехой не является. Отметил бы облегчённую катушку с байтраннером Regal 3000 XIA. Плавный ход и скрупулёзное настраивание тормозных механизмов дают идеальный результат контроля вываживания особо трофейных экземпляров.
- Фирма Okum представила шедевр в этой сфере рыболовных товаров. Модель Epixor Eb Dfitfeeder отличается высокими показателями водонепроницаемости и большим объёмом шпули, у которой в придачу выполнена обработка бортика и самого основания в титановом нестирающемся исполнении. Бюджет также приемлемый.
- BANAX GT Extreme-3000 достойна присутствия в топе байтраннерных представителей. Производитель смог добиться высокой надёжности механизма, сделав рабочую шестерёнчатую передачу из латунной составляющей, а сам корпус из дюралюминиевого сплава, чем значительно снизил вес изделия и исключил возможность коррозии, не усугубив при этом его рабочих качеств. Цена, в среднем диапазоне.
- Замкнёт пятёрку представитель фирмы Salmo, трудяга Diamond Baitrunner 5+1 RD. Облегчённая катушка с изящной основной алюминиевой шпулей с откидным бортом и возможностью намотки до двух сотен метров шнура. Пять подшипников механизма гарантируют надёжность работы и быструю смотку. Цена бюджетная.
Надеюсь, представленный перечень поможет новичку сэкономить на средствах и получить в начале карьеры надёжную основу снасти, а опытному рыболову даст пищу для сравнительного анализа с механизмами, проверенными личным опытом практического применения.
Возможные проблемы и их устранение
Ремонт катушек с байтранером, как описывалось выше, возможен своими руками, и тогда это поможет сэкономить немало денег. Однако не все проблемы решаемы самостоятельно, да и достать необходимые детали нелегко, в этом случае катушку придется нести специалистам. Рассмотрим основные дефекты.
Внутри корпуса слышен шум
Его появление может быть вызвано множеством причин, от попадания внутрь пыли и грязи до выхода из строя подшипников либо других элементов. В случае появления любого подозрительного скрипа безынерционкой лучше не пользоваться, чтобы не усугубить ситуацию. В любом случае ее придется разбирать и заниматься либо чисткой и смазкой, либо заменой вышедших из строя элементов.
Самозатягивание фрикционного тормоза
Если подобное случается при сходе лесы, это становится серьезной проблемой. Надо отметить, что подобным дефектом отличаются катушки не самого качественного исполнения. Если вовремя не отреагировать, наступят печальные последствия в виде обрыва оснастки и перелома удилища, не говоря уже о выходе из строя самой безынерционки. В большинстве случаев самостоятельно справиться с этой проблемой удается редко.
Самосбрасывание скобы укладывателя лесы
Не менее серьезный дефект, чем предыдущий и может привести к точно таким же последствиям. Проблема вызвана защелкиванием скобы лесоукладывателя в положение подмотки. Если оснастка достаточно тяжелая, например, фидерная, минимум, чем можно отделаться, отстрелом приманки.
Возможно попытаться самостоятельно устранить поломку. Первым делом затягивают болтики, с помощью которых крепится скоба. Если проблема не исчезла, демонтируется крышка, под которой располагается пружина, и на стержень выставляется прокладка. В некоторых моделях прокладку установить невозможно, поэтому придется заменять пружину.
Появление дефектов на бортике барабана
Нередко рыболову приходится с сожалением констатировать появление на борте шпули различных царапин, вмятин и других неприятных дефектов. Из-за усиливающегося трения лесы это, с одной стороны, приводит к снижению дальнобойности снасти, с другой — самой нити наносится непоправимый урон.
Единственный выход из создавшегося положения – зачистка и шлифовка всех проблемных участков с дальнейшей полировкой. Однако не стоит сильно увлекаться, поскольку ненароком можно удалить с бортика напыление из твердосплавного металла, которым славятся качественные безынерционки.
Неработоспособность стопора обратно хода
Определить, что на катушке вдруг отказал стопор обратного хода, достаточно просто. В этом случае рукоятка мясорубки начинает легко вращаться в прямом и полярном направлениях, несмотря на активированный блокиратор. В отличие от старых моделей стопор работает благодаря обгонной муфте.
Именно в ней и необходимо искать причину, так как в большинстве случаев к отказу работоспособности приводит скопление грязи либо загустевшая смазка. Хочешь — не хочешь, а муфту придется демонтировать и наносить на нее жидкую смазку. Правда, разборка этого узла – весьма сложная операция, и если нет уверенности, не стоит заниматься этим самостоятельно.
Обрыв лесы
На некоторых мясорубках, имеющих передний фрикционный тормоз, гайка, которая его фиксирует, почему-то находится на пару миллиметров выше кромки барабана. Леса имеет свойство за него цепляться, что приводит к обрыву. Самостоятельное решение проблемы следующее.
Для начала весь механизм демонтируется: вывинчивается гайка фиксации и снимаются фрикционные шайбы. Сняв фетровую шайбу, становится понятно, отчего образуется выступ – она слишком толстая. В качестве замены можно подобрать более тонкую, выполненную из пластика. После сборки выступ исчезает.