Что такое фрикционный тормоз на катушке

Передний и задний фрикцион

В современных безынерционных катушках присутствует, как правило, фрикционный тормоз двух типов: задний и передний.

И первый, и второй являются достаточно важными элементами катушки, так как активно используются в разных видах ловли. И хотя главная функция у них по сути одинаковая, задний и передний фрикционные тормоза отличаются между собой не только по расположению, но и по внутреннему устройству механизма, а также по критерию удобства при использовании в различных условиях и ситуациях.

Передний фрикцион

Передний фрикцион

Передний фрикционный тормоз более актуален именно для спиннинговой ловли, особенно при использовании лайтовых и ультралайтовых снастей.

Передний фрикцион отличается большей чувствительностью, тогда как задний тормоз в некоторых случаях может быть неэффективным при слишком тонкой настройке, а впоследствии пропускать резкие рывки относительно небольшой рыбы.

Однако вместе с тем передний фрикцион имеет и существенный недостаток: его неудобно регулировать на стадии вываживания потенциального улова. В такие моменты задний фрикцион гораздо удобней.

Считается, что передний фрикционный тормоз более надежный благодаря своей простой конструкции.

Очень важный совет: при транспортировке и хранении катушки выкручивайте фрикцион на максимальную мягкость. Это продлит срок его службы!!!

Классификация

Рассмотрим расположение фрикциона на катушке и что такое устройство дает рыболову.

Различают безынерционные катушки с передним и задним фрикционным тормозом. Если первые, как правило, используют для спиннинговой ловли, то вторые для фидерных удилищ. Существует также система, сочетающая два этих тормоза. Она называется байтраннер.

Каждая из систем имеет право на жизнь и обладает своими положительными и отрицательными чертами.

Передний фрикционный тормоз более чувствительный, чем задний.

Поэтому его чаще всего используют при ультралайтовой ловле:

  • Регулировка производится с помощью специального винта, крепящего шпулю. Из-за этого приходится тратить значительное время для её смены.
  • Считается, что катушки с передним тормозом более надежны, так как оснащены механической схемой.
  • В таких катушках за счет подкладывания шайб под шпулю возможна регулировка намотки.

Катушки с задним расположением фрикционного тормоза отличаются от предыдущих по ряду параметров:

  • Позволяют регулировать снасть даже во время вываживания.
  • Смена шпули осуществляется простым нажатием.
  • Стоимость шпули значительно ниже.
  • Отсутствуют прижимная шайба и гайка. В процессе смены шпули есть риск потерять их.

Байтраннер позволяет гасить резкие рывки рыбы до подсечки. После подсечки нужно переключаться на передний фрикцион.

  • Такие катушки совместно с маркерным поплавком можно использовать для проверки глубины водоема.
  • Препятствует падению удилища в воду с подставки.
  • Сам механизм за счет более точной балансировки менее подвержен вибрации, работает более плавно.

Назначение одиночного заднего и переднего фрикциона сводится к вываживанию рыбы после подсечки. В случае использования байтраннера назначение переднего фрикциона – вываживание, а заднего – регулировка усилия свободного вращения шпули до подсечки.

На сегодняшний день на рынке рыболовных катушек появились модели с тремя фрикционами.

  • Третий «тормоз борьбы» предназначен для вываживания крупной рыбы.
  • У каждого из трех тормозов трещотка звучит по-разному. Тем самым, рыбаку легче определить, какой из фрикционов работает в данный момент.

Цены на такие катушки довольно высокие. Прежде чем покупать такую, следует подумать о её целесообразности.

Задний фрикцион

Задний фрикцион

Второй – задний фрикцион используется преимущественно в фидерной или троллинговой ловле.

Он обладает меньшей чувствительностью по сравнению с передним, но при ловле крупной рыбы более тяжёлыми, мощными снастями высокий уровень чувствительности по большому счёту и не нужен.

Задний фрикцион менее чувствительный но более удобный по причине его расположения в задней части катушки!!!

Разновидности фрикционов

Несмотря на разнообразные виды рыболовных катушек, у безынерционок существует всего две разновидности фрикционных механизмов:

  • передний;
  • задний.

Передний фрикцион располагается на шпуле. Этот вариант более популярен и востребован спиннингистами, поскольку имеет следующие достоинства:

  • Меньший вес безынерционки, что положительно сказывается на сбалансированности снасти в сборе;
  • Простота и надежность конструкции, что подразумевает долговечность данного узла;
  • Как правило, лучшая чувствительность и возможность тонкой регулировки.

Безынерционные катушки с передним фрикционом не лишены недостатков:

  • Запасная шпуля для такой безынерционки стоит дороже из-за непосредственного расположения на ней механизма;
  • Большинству спиннингистов неудобно подстраивать тормоз в момент вываживания хищника;
  • Сложнее заменить шпулю;
  • Может попадать грязь и взвеси, что вызовет сбои в работе.

Совет! При обслуживании безынерционки по завершении сезона загрязненный тормоз подлежит тщательной очистке. Для него применяется только специализированная смазка для фрикциона катушки.

Задний фрикцион располагается в задней части катушки, сразу за основным ее узлом – главной парой. Такое расположение присуще преимущественно катушка для фидерного или матчевого направления рыбалки. В спиннинге сегодня применяется редко, в основном на бюджетных изделиях от китайских производителей.

Катушки с задним фрикционом имеют следующие плюсы:

  • Удобно регулировать нагрузку срабатывания во время вываживания;
  • Из-за отсутствия лишних элементов запасная шпуля дешевле, ее легче заменить;
  • Лучше работает на тяжелых снастях с оснастками и приманками внушительного веса.

Заднефрикционные >катушки для спиннинга тяжелее, что может оказывать влияние на баланс комплекта. Они не такие чуткие, потому все безынерционки для ультралайта – это рыболовные катушки с фрикционом, расположенным спереди.

Есть еще катушки, в которых задний и передний тормоз соединены в одну систему. Это безынерционки с бейтраннером. Есть вариант совмещения заднего расположения основного и вспомогательного тормоза. Их суть заключается в том, что фрикцион настраивается достаточно грубо, близко к предельным нагрузкам, а бейтраннер заведомо ослабляется. В результате при резких рывках крупной рыбы, если передний механизм не успевает сработать, задний отбивает внезапный бросок трофея, препятствуя обрыву оснастки.

Важно! Бейтраннер используется преимущественно в карпфишинге. Оставив катушку с включенным механизмом, можно не переживать, что при поклевке карп или сазан утащит снасти в воду.

Лучшие рыболовные катушки разрабатывают и выпускают две японские компании, чьи имена известны рыбакам со всего мира. Это Шимано и Дайва. Они постоянно конкурируют между собой за звание самого лучшего бренда, регулярно изобретают различные инновации, в частности модернизируют фрикционный механизм.

Настройка фрикционного тормоза

На первый взгляд никаких сложностей в настройке фрикциона нет. Нужно лишь настроить тормоз так, чтобы тот реагировал на сильное сопротивление рыбы или серьёзный зацеп, и впоследствии стравливал некоторое количество лески.

Однако помните, что для срабатывания фрикционного тормоза при натяжении пропущенной через все кольца лески нужно приложить больше усилий, чем когда леска стягивается прямо с катушки, без пропуска через кольца удилища. То есть для оптимальной настройки фрикциона необходимо, чтобы леска была уже пропущена через все кольца спиннинга.

Какие они бывают.

Безинерционные катушки с задним фрикционом чаще всего применяются при поплавочной ловле. Дело не только в том, что при ловле на поплавок вес улова не так значителен. Зачастую на такой рыбалке нам попадаются плотва или подлещики весом до полу килограмма. А еще и в том, что для ловли некрупной рыбы нет необходимости оснащать катушку мощными тормозами, что естественно утяжеляет её. Провести полный день на реке, держа удочку в руке с тяжелой катушкой не самый лучший вариант.

Задний тормоз, в силу своего значительно меньшего размера имеет и меньший вес. Диаметр тормозных шайб также меньше, так что они не рассчитаны на большие разрывные усилия и усилия стравливание лески. За счет этого же фактора представляется возможным более точно настроить тормозные усилия на тонкие лески, которые чаще всего применимы в поплавочной ловле.

Поскольку в шпуле отсутствует передний тормоз, то замена шпули осуществляется весьма быстро. Н нужно откручивать тормозную гайку, которая крепит шпулю к катушке. Нажатием кнопки шпуля снимается и меняется на другую, например, с более тонкой леской. В комплекте с катушкой с задним фрикционом обычно идут две шпули. Основная из легкого металла, и вторая запасная из пластика или графита. Существуют катушки с задним фрикционом, у которых в комплекте может быть и 3 и 4 шпули.

Безинерционные катушки с задним тормозом оснащаются шарикоподшипниками во всех ответственных узлах. Современные безинерционные катушки с задним фрикционом имеют от 4 до 10 шарикоподшипников, что значительно облегчает их ход и продлевает срок их службы.

Способ настройки фрикциона

Так, можно попробовать настроить фрикцион следующим способом: конец лески привязываем к некоторому предмету, а затем постепенно тянем удилище под тупым углом до 120 градусов и выставляем срабатывание фрикциона при 70-75% нагрузки (при нагрузке в 100% леска, естественно, рвётся).

Таким образом, с одной стороны вы ликвидируете возможность нежелательного схода лишней лески на стадии вываживания, а с другой – обеспечите рыбе добротное сопротивление без угрозы обрыва снасти.

Если вы думаете, что у подсеченной рыбы очень мягкие губы, фрикцион нужно ослаблять еще сильнее, это уменьшит шанс схода рыбы.

Автор статьи: Иванов Виталий Леонидович, 2021 год.

Только 23 февраля — скидка 23% при покупке в розничном магазине!!!

В этом разделе вы можете выбрать и купить катушку Mifine.

Рыболовные катушки компании Mifine относятся к бюджетному ценовому сегменту. Несмотря на это, они пользуются заслуженным спросом как среди начинающих рыболовов любителей, так и среди опытных рыбаков стремящихся расширить свой запас надежных рыболовных катушек «на все случаи жизни».

Современные Mifine катушки представлены большим разнообразием типов и размеров, что позволяет подобрать наиболее оптимальную модель для использования в тех, или иных условиях рыбной ловли.

Одним из наиболее популярных типоразмеров считается катушка Mifine 3000. По сути, это наиболее популярный и востребованный размер шпули при котором не только обеспечивается внушительная лесоемкость, но и обеспечивается высокая дальность заброса и достаточно мощная тяга, которой достаточно даже для вываживания весьма крупного хищника или мирной рыбы. Катушки с этим размером шпули обладают достаточно небольшой массой в сочетании с превосходными рабочими характеристиками, что позволяет использовать их как в спиннинговой, так в фидерной и карповой ловле.

Следующей по мощности и размеру серией считается катушка Mifine 4000. Это уже более серьезная и весьма мощная катушка. Основная сфера их применения – мощные спиннинги, фидерные и карповые рыболовные удилища. Большой размер шпули позволяет осуществлять дальний заброс тяжелых приманок или кормушек, что особенно актуально при ловле фидерным, или карповым рыболовным удилищем. Они так же могут устанавливаться на морские удилища для серф кастинга, — морской рыбалке с берега.

Наиболее мощной моделью является катушка Mifine 6000. Это реально полноценный тяжеловес среди спиннинговых катушек. Они имеют чрезвычайно внушительную лесоемкость шпули, что при наличии определенных навыков дает возможность производить забросы на дистанции свыше 150 метров. Размер шпули 6000 единиц означает, что катушка имеет превосходные показания тяги, что позволяет осуществлять вываживание очень крупных и действительно трофейных экземпляров. Такие катушки используются исключительно совместно с карповыми или морскими удилищами. Это вызвано тем обстоятельством, что все модели имеют довольно внушительный вес, при котором невозможно осуществить эффективную балансировку более деликатных и легких фидерных или спиннинговых удилищ.

Отдельного внимания заслуживает и катушка мультипликаторная Mifine. Это совершенно отдельный тип катушки, который может использоваться только со специальными спиннингами. Мультипликаторы как правило используются для морской троллинговой рыбалки. В пресноводной ловле они так же могут использоваться при троллинге, а так же для рыбалки с использованием джеркбейтов – больших и тяжелых приманок для которых необходимо мощное и крепкое удилище и тяговитая, надежная катушка. Ключевой особенностью катушек этого типа является принцип их работы. На деле это компактная ручная лебедка без дополнительных шестеренок и передаточных механизмов. Это и определяет такие качества мультипликаторных катушек, как надежность, прочность, высочайший уровень тяги и неприхотливость в техническом обслуживании.

Катушка для спиннинга Mifine это недорогой и надежный инструмент каждого рыболова. Они оптимально сочетают высокое качество и потрясающую надежность и невысокую цену, которая делает их приобретение доступным каждому рыболову.Mifine катушки купить, — это приобрести катушку обладающую высокими рабочими характеристиками и превосходным качеством исполнения, который считается прерогативой катушек более высокого ценового сегмента.

Виды фрикционных тормозов

Суть действия фрикциона заключается в том, что он с помощью специального регулятора подстраивается на заданное усилие. Например, если нить способна выдержать 8 килограммов, то тормоз выставляют на 5-6 кг. Когда подсеченная рыбина сделает резкий рывок, превышающий разрывную способность лесы, она останется целой.

Леса в этом случае начнет стравливаться под воздействием нагрузки, так как сработает фрикционный тормоз. Именно поэтому на шпуле должен быть значительный запас монофилки либо плетенки, чтобы при поимке сома не пожалеть о сэкономленных метрах. О методах можно почитать в статье «Ловля безынерционной катушкой в зависимости от условий и метода ужения».

По расположению на корпусе безынерционки фрикционы могут быть исполнены в следующих вариантах:

  1. Расположение спереди
    . Подобное месторасположение регулировочного винта и тормоза считается классическим, при этом вся конструкция выполнена на шпуле. Когда идет замена шпули, меняется и тормозной механизм. Такие безынерционки принято считать скоростными, поскольку они рассчитаны на применение лесы с небольшим сечением и малую нагрузку. Этот тип фрикционного тормоза регулируется очень тонко, за щелчок усилие меняется на 200-300 г.
  2. Расположение сзади
    . Винт регулировки находится в задней части корпуса, что считается намного удобнее, так как не мешает леса. Зато такой тип имеет место быть на силовых мясорубках, чье предназначение – фидер, троллинг, карп-фишинг. Шаг регулятора на заднеприводных фрикционах составляет приблизительно 500 граммов. Если использовать нить небольшого сечения, то при одной отметки ручки регулирования сходить она будет достаточно легко, при затягивании на один щелчок усилие для нее станет критическим.

Тормоз безынерционной катушки тем комфортнее, чем большее число деталей, на которых ложится нагрузка, соприкасаются между собой. В заднеприводном фрикционе упор сделан на тефлоновые шайбы, в переднеприводном – благодаря всей зоне поверхности.

Если пропал тормоз обратного хода на безынерционной катушке, это говорит о том, что за ней не было должного ухода и внутрь корпуса проникла вода либо банально загустела смазка. Бывают, конечно, другие причины, требующие вмешательства специалиста, однако в случае засора достаточно самостоятельно провести техническое обслуживание.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: