Географические сведения
Протяженность Черной речки составляет чуть больше 8 км, ширина ее доходит до 20 м в самых низовьях. Глубина реки колеблется от 1 метра до 3.
До начала широкомасштабных градостроительных работ в Приморском районе в 1980-е годы Чёрная Речка брала исток из обширного болота, окаймлявшего с юга озеро Долгое. Бассейн озера Долгого площадью 5,7 км² составлял примерно половину водосбора Чёрной речки. Её длина в естественном состоянии равнялась примерно 6,5 км. На этом протяжении Чёрная речка принимала многочисленные малые водотоки и дренажные канавы, проложенные по заболоченной местности. Бассейн речки изобиловал родниками и выходами напорных грунтовых вод.
В настоящее время верхняя часть русла Чёрной речки либо заведена в подземные коллекторы, либо стала элементом подземного дренажа. Кроме обустроенных площадок нескольких крупных магазинов, водосбор Чёрной речки подвергся (и продолжает подвергаться) интенсивным строительным работам.
Освоение территории севернее Серафимовского кладбища привело к коренным изменениям гидрографической сети этой части водосбора Чёрной речки, и примерно до 2009 года здесь сохранились в квазиестественном состоянии несколько участков, в том числе — фрагмент речного русла, примыкающий с севера к территории гипермаркета «О’Кей». В настоящее время эти участки русла Чёрной речки засыпаны. Современный исток расположен у перекрестка Байконурской улицы и Богатырского проспекта.
В нижнем течении Чёрная Речка сохранила черты, сформировавшиеся ко второй половине XX века, и впадает в Большую Невку. Протяжённость сохранившегося участка Чёрной Речки составляет около 4 км, то есть более 60% общей длины реки в естественном состоянии. Устьевой участок реки в маловодные сезоны года находится в подпоре от Большой Невки и временами превращается в узкий залив. Уровенный режим Чёрной речки ниже Чернореченского моста (Торжковская ул.) в летнее время практически соответствует ходу уровней Большой Невки.
Среднемноголетний уровень воды Чёрной речки в нижнем течении равен 14 см БС. Норма годового расхода реки в устье по состоянию до 1988 года составляла 100 л/с. Чёрной речке присвоена вторая категория рыбохозяйственных водных объектов.
Росгидромет РФ в 2006 году классифицирует класс загрязнения реки как 4А (5 максимум) с тенденцией к стабилизации. Основные загрязняющие вещества: БПК5 (О2), нитритный азот, медь, марганец, цинк.
По данным государственного водного реестра России, относится к Балтийскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Нева, речной подбассейн реки — Нева и реки бассейна Ладожского озера (без подбассейна Свирь и Волхов, российская часть бассейнов). Относится к речному бассейну реки Нева (включая бассейны рек Онежского и Ладожского озера).
Реке свойственно интенсивное заилевание и обилие донных отложений.
Финишем отпуска будет рыбалка за Зеленогорском
После Турции душа просилась на родную речку потягать щучку да окуня. Уже на следующий день после прилета мы начали готовится к поездке на Томь! Виталька взял пару дней отпуска и мы решили рвануть в сторону Зеленогорска, попробовать пробиться по дороге в сторону Красного озера и порыбачить.
В последний день перед отлетом на отдых в Турцию я успешно сдал экзамен на право управления моторными лодками! И со спокойной совестью уехал отдыхать на Средиземное море. После приезда, я первым делом побежал в ГИМС чтобы получить права и на рыбалку отправится со своим лодочным комплектном. Лодка Флагман 350 и мотор 9.8 СиаПро были куплены еще по весне и на воде еще не были. Обкатать свой комплект мешал нерестовый запрет и закрытая навигация до 25 мая. Мой комплект не подлежит регистрации, да и права не нужны, но с правами спокойнее, да и в нашей семье есть еще один комплект с мотором в 18 лошадок, так что права совсем не лишние.
На рыбалку решили ехать в четверг, во второй половине дня. Можно было бы и с утра, но мой друг Виталька с утра тоже сдавал на лодочные права! Во втором часу он позвонил и сообщил, что успешно сдал все экзамены и едет забирать меня с моими пожитками в гараж! Вещей набралось много: лодка; мотор; снасти. Хорошо, что мы едем вдвоем на Виталькиной «БУХАНКЕ» — места много, да и считай это квартира на колесах.
Вещи собраны и мы трогаемся в путь. Впереди дорога почти в 100км. Да еще и по пересеченке с плохими участками — в самом конце пути. Дорога пролетела быстро, тем для разговоров было хоть отбавляй, тем более, что мы не виделись почти две недели.
О дальнейшем пути до места стоянки предлагаю посмотреть небольшое видео. В конце нас ждал более чем экстремальный путь. По дороге мы даже умудрились немного помять крылья у Узика. СМОТРИМ!!!
Приехали мы в шестом часу и занялись обустройством лагеря, приготовленим пищи и сбором снастей и лодки. На рыбалку решили ехать на следующий день с утра. Вечер удался на славу! Фирменный гороховый супчик с копченостями, бутылочка Клюквенной настойки домашнего производства и разговоры до темноты возле костра. Напрягало лишь одно, БЕШЕНОЕ количество комаров — будь они неладны! Репелленты и спирали не помогали абсолютно, рядом с нашим местом было два озера и здоровенное «Колашное болото». Суп было невозможно есть, по причине того, что комары постоянно пикировали в тарелки. Поставив в УАЗике спираль от комаров, мы загубили не одну сотню кровососущих.
Просыпаюсь в 4:00, за окном занимается рассвет! С трудом встав, начинаю собираться на рыбалку. Спускаю лодку, ставлю мотор, складываю необходимые для рыбалки снасти. Завел мотор, дал ему потарахтеть и поехал вверх по течению. Воды в Томи много, поэтому проблем с передвижением пока нет, спокойно прохожу перекаты и ухожу в верх по течению.
Мой комплект Флагман 350 и мотор Сиа Про 9.8.
Права на управления моторной лодкой.
Пройдя примерно 5-6 км. Достигаю место впадения ручья с Красного озера в Томь, там я и решил начать свою рыбалку. Заякарившись, начинаю методично веером облавливать перспективное место. Упор был сделан на воблеры, а уже потом я перешел на отводной поводок. Ни единой поклевки! Меняю место — тоже самое, решаю подняться еще выше. По дороге любуюсь красотами нашей реки! Моторчик довольно резво несет мою лодку вверх по течению. Но и там я так и не заработал ни единой поклевки. Прошло уже 3 часа рыбалки и я здорово проголодался, решаю вернуться в лагерь, чтобы перекусить.
Место впадения ручья, вытекающего из озера Красного.
После перекуса, снова падаю в лодку и отправляюсь вниз по течению. Воды в Томи еще много, поэтому перспективные места на реке плохо читаются. Вода затопила близлежащие кусты и щука наверняка держится в тальнике.
Спускаясь сплавом вниз по течению, я безрезультатно обкидываю береговую зону. Нахожу свое любимое место с затишком за островами и бросаю якорь.
Тальник затопленный по берегам одно из лучших укрытий в половодье, жаль рыбу оттуда практически не достать.
Слева мой любимый заливчик в Зеленогорске.
Сначало я упирался в лайтовые воблеры и только потом стал собирать микроджиговое удилище. Привязав флюрокарбоновый поводок к плетенки (встречным узлом) я поставил разборную чебурашку в 1,5гр. Надев на открытый крючок Айковского червя Fat Booty 1,6″ 40мм, начал делать первые забросы на границу течения и спокойной воды. Уже на первой проводки чувствую ТУК-ТУК — короткие, четкие удары на поклевки дали понять, что с подсечкой медлить нельзя. Делаю подсечку и вот на том конце кто-то сопротивляется, но слабовато. Какого же было мое удивление, когда я вытащил возмутителя спокойствия из воды . Это ЕРШ!!! Такого у меня еще никогда не было!!!
Процент реализации проводок был примерно 1/2, периодически вместе с ершом поклевывал некрупный окушок. Задачи привести рыбы домой не стояло, поэтому не зависимо от размера вся рыба отпускалась в родную пучину. По небу бегали облака и даже небольшие тучки, но солнца все таки было много и я даже умудрился позагорать. Славу Богу, мошкары и комаров на воде не было.
Прикольное облако!!! На собачку походит.
Силикон «Пиявка» от Украинских умельцев.
Ерш и окунь исправно клевали на протяжении четырех часов. Было время потестить разный силикон и просто получить удовольствие от процесса.
Тоже силикон из Украины. Мне Юра на пробу отсыпал несколько моделей — очень интересные у них модельки.
Немного расскажу о тактике лова ерша. По ходу ловли была замечена одна особенность, ерш клевал при большом отрыве от дна, или проводки в толщи воды. Если приманка проводилась в придонном слое, то чаще всего объектом ловли становился окунь. Иногда, специально, я не давал приманке упасть на самое дно и начинал выполнять микро-колебания удилищем, стараясь заставить играть приманку на одном месте. Окунь клевал практически на такой-же проводке только в придонном слое. Вообще очень интересным оказалась рыбалка на микроджиг в условиях реки. Мало того, что я никогда не ловил ерша на МДЖ, так мне еще периодически начали попадаться Сорожки, что тоже не могло не радовать меня. Рыбалка уже удалась, надо было с утра ехать прямо сюда — зря столько времени потерял в поисках рыбы.
Нано-минноу от Крэйзи фиш.
Половив почти до обеда я отправился в лагерь.
Виталька послонявшись по берегу так ничего и не поймал и поэтому ждал меня, чтобы вечером со мной поехать в затишок, где я отлично отловился. По приезду похлебав супчика, мы решили испытать Виталькин моторчик на моей лодке. Его чудо техники Советского моторо-строения «Ветерок 8л. с.» никак не хотел работать, он его уже год РЕПЕТИРУЕТ, не без успеха конечно. Руки у Витальки откуда надо растут, поэтому это только дело времени. Ставим моторчик и заводим с пол оборота!!! Даже у меня так не заводится на холодную а тут Ветерок. С новым карбюратором моторчик заработал как часики. Пока мы устанавливали мотор начался дождик. Теплый, летний дождь был в кайф — после жаркого утра. Мы попрятали вещи которы могут промокнуть и продолжили испытания на воде.
Пока Виталька катался на лодке я решил проверить закуток с коряжкой находившейся не подалеку от лагеря. Со второго заброса я почувствовал, как на том конце шнура окунь трясёт своей головой в надежде освободится. Ну уж нет — наверное самый крупный за сегодня. Хоть и не велик трофей, но дорог сердцу рыбака. Сделав еще пару забросов я достал еще одного полосатика поменьше.
Вечером клевало гораздо хуже, но без улова мы не остались. Виталька ловил на вертушки с берега, а я утюжил микроджигом свой затишок.
На следующие утро мы не раздумывая сразу отправились на старые точки. Все повторилось как под копирку — окунь, ерш клевали на точке как и вчера. Виталька слонялся по берегу обкидывая перспективные места вертушкой. Потом, ничего не поймав, позвал меня к себе, чтобы сменить место дислокации и вместе пробить пару интересных точек.
Подобрав Витальку, мы поменяли точку ловли. Вдоль берега и затопленного Ивника был небольшой участок воды с малым течением и просто неимоверным количеством малька. Встав на якорь начали ловлю. И вот тут поперло — елец (первый мой елец на спиннинг), сорожка, окунь и все крупного размера. Жалко клев продолжался недолго и нам пришлось искать рыбу дальше.
Ельчик.
Сорожка.
Виталька на микруху взял хорошего окушка.
Найдя интересный участок мы решили половить еще пару часиков и в 10 часов выдвигаться в лагерь. Клев начался почти сразу и окунь тут был покрупнее чем в других местах.
Виталькина собака Чейси устала от нашей рыбалки, она скулила и просилась в лагерь. Пусть привыкает к нашим походам.
Ельчик на вертушку.
В 11 часу мы приплыли и начали сборы. Спокойно все собрав, мы сказали «до свиданья» нашему месту на реке Томь чуть выше Зеленогорска и отправились в нелегкий путь домой.
Путь домой и в правду был нелегкий, в одном из плохих мест мы все таки засадили нашу Буханку несмотря даже на установленные цепи. Ладно что поделаешь, разматываем тросы, лебедки, достаем домкрат Хай Джек и бензопилу. Начинаем операцию по вызволения УАЗика из плена болота. УАЗик лег не только на мосты, но и частично на кузов, поэтому даже 5 тонной ручной лебедкой мы сдвинуть с места его не смогли. Подняв поочередно обе стороны БОЛИВАРА — мы подложили спиленные бревна под колеса, и вод только после этого он пошел — туго, но пошел.
Вот и все наши приключения! Считаю данную рыбалку отличным ФИНИШЕМ — для моего летнего отпуска! Всем до новых встреч, скоро будет отчет о рыбалке в заветных местах на Томи в районе Ажендарово-Бунгарапской протоки.
Мосты и переправы
Через Чёрную Речку перекинуто десять мостов, названия имеют шесть. Полный перечень мостов выглядит таким образом: автомобильно-пешеходный железобетонный мост у истока реки, на Богатырском проспекте, пешеходный металлический мост в створе Аэродромной улицы, пешеходный металлический мост недалеко от угла Полевой Сабировской и Заусадебной улиц, железнодорожный мост вблизи выхода к реке улицы Академика Шиманского (фактически два моста — старый мост с разобранными ж.д. путями и новый мост по главному ходу Сестрорецкой ж.д. линии), Карельский мост (новый мост, построенный в 2010-2011 годах, сдан в эксплуатацию в 2011 году), Коломяжский мост (заменён Коломяжским путепроводом), Ланской мост, Чернореченский мост, пешеходный Строгановский мост, Головинский мост.