Чтобы успешно ловить троллингом крупного судака на Нижней Волге, нужно иметь подходящий троллинговый катер с мотором и специальные снасти, умело искать стоянки хищника, знать самые уловистые судачьи воблеры, чувствовать их игру и уметь правильно подать приманку «клыкастому», а также представлять расписание клева этой рыбы.
Статья Владимира Половинкина «5 ПРИНЦИПОВ ТРОФЕЙНОГО ТРОЛЛИНГА СУДАКА», написанная совместно с Виктором Андреевым (полный вариант). Сокращенная версия «ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ УСПЕШНОГО ТРОФЕЙНОГО ТРОЛЛИНГА» напечатана в журнале «РЫБОЛОВ-ЭЛИТ №2-2016».
В.Половинкин: 5 ПРИНЦИПОВ ТРОФЕЙНОГО ТРОЛЛИНГА СУДАКА
Как-то на одном из рыболовных фестивалей в дружеской компании троллингистов после долгого и жаркого обсуждения различных нюансов всем был задан элементарный, но «глобальный» вопрос: «Каковы 5 главных правил успешного трофейного троллинга?»
Как ни странно, но на «детский» вопрос сразу никто из десятка фанатов-троллингистов ответить не смог, в том числе и я. Но, хорошенько поразмыслив, выделил и приоритетно расставил свои 5 принципов трофейного троллинга.
Сразу поясню, что под трофейной я понимаю целенаправленную ловлю крупного (от 3кг) судака на просторах Нижней Волги и Ахтубы – это мой «конек», которому я уделяю 80% троллингового времени. Именно матерый «клыкастый» — самая завидная и престижная добыча для большинства заядлых рыболовов. И именно на волжских просторах судака еще достаточно много. И пусть нередко добычей здесь становятся также щука, окунь и сом, моя любовь навечно — это судак. Тому, кто меня понимает, наверное, пригодятся и мои 5 принципов трофейного троллинга.
Принцип 1 — ПРАВИЛЬНАЯ МАТЧАСТЬ
Катер и мотор
Понятно, что почти всегда ловля крупного судака – это обширные речные просторы с большими глубинами и сопутствующими метеоусловиями, которые могут измениться буквально за час-два. Пронизывающий сильный ветер, крутая волна, дождь (снег, град) и прочие потенциальные неприятности именно на большой воде заставляют всерьез задуматься о собственной безопасности. Плюс с возрастом появляется привычка к определенным удобствам, от которой все труднее отказаться.
А это значит, что для троллинга на Волге нужен более-менее приличный катер и соответствующее снаряжение. Катер вовсе не должен быть огромным и неповоротливым, но должен обеспечивать удобство ловли, безопасность и необходимый комфорт. Большинство завзятых троллингистов сходятся во мнении, что современный остойчивый и хорошо управляемый катер длиной 4,5-5,0м с мотором 60-70л.с. – то, что надо для большой воды. А еще лучше 5,0 -5,5м с мотором 90-115 л.с. И я с ними полностью согласен.
Особо хочу отметить остойчивость и управляемость судна, в том числе на «рабочем» малом ходу. Как оказалось, хорошо «летают» почти все современные катера, а вот тихонько пройти строго по бровке, не сбиваясь туда-сюда от ветра и волн, может далеко не каждый – а как раз это в первую очередь важно для правильной ловли судака.
Согласитесь, здесь весь процесс ловли абсолютно зависит от движения лодки – и именно правильное движение гарантирует в любых условиях устойчивую игру приманки и правильную ее подачу в нужную точку – прямо под нос судаку. В данном случае медицинская аксиома «движение – это жизнь» полностью подходит для нашей рыбалки. Идеальное неторопливое движение — идеальные условия для ловли. А значит, основной приоритет троллингового катера – это плавный устойчивый ход на малых скоростях. «Как утюг – всегда медленно и прямо», — шутят заядлые троллингисты. И этому не помешают ни ветер, ни волны, ни носовая или боковая качка, ни случайные резкие движения рулевого. Ну, а поскольку до уловистых мест еще надо добраться, желателен также быстрый выход на глиссер и хорошая крейсерская скорость.
Жаль, что пока никто не делает катеров специально для троллинга. Как показала практика, часто «красивые» модели недостаточно устойчивы на малом ходу, а значит для троллинга не идеальны. А вот многие американские катера (Starcraft, Alumаkraft…) показали себя с лучшей стороны.
Но катер без мотора – как телега без лошади. Поэтому мотор не менее важен, чем катер, а правильнее – они вместе должны составлять «идеальную пару» для троллинга. Ведь только при таком взаимодействии гарантируется устойчивая игра приманки и правильная ее подача в нужную точку.
С мощностью мотора все более-менее понятно – каждой лодке соответственно ее грузоподъемности подходит определенный диапазон мощности мотора. Но это опять же со стандартной точки зрения — как минимум мотор должен быстро выводить нагруженную лодку на глиссер и тащить ее на крейсерском ходу, как максимум – лодка будет «летать»…
Но при троллинге большая часть движения — малый ход, и здесь правильный мотор должен и устойчиво работать, и при этом экономить топливо. Ведь за день рыбалки нагорает до 100л бензина – в нынешние времена далеко не дешево. Однако и специальных троллинговых моторов никто не выпускает, хотя сейчас есть модели, довольно устойчиво работающие на малом ходу.
Например, при троллинге мой навигатор показывает скорость против течения всего 3,0… 3,5 км/ч, и по течению – 5,5…6,5 км/ч (меньше не получается). Чтобы обеспечить устойчивый ход катера на таком малом ходу и при этом сэкономить топливо, нужно подобрать винт с оптимальным, несколько увеличенным шагом.
Не секрет, что при продаже моторы обычно комплектуются так называемым «обкаточным» винтом (шаг 19) – такой вариант хорош для обкатки со средней скоростью. Если и в дальнейшем пользоваться этим винтом, то при добавлении газа до максимума винт «молотит» впустую — скорость увеличивается незначительно, зато заметно растет расход топлива. А на малой скорости ход также нестабилен: лодка дергается и рыскает — а значит, нет правильной подачи приманки.
Выход прост: после обкатки ставим винт со средним шагом (21) – эта «золотая середина» дает оптимальное соотношение скорости, мощности и устойчивости. Если что-то не получается – индивидуально подбираем винт с оптимальным для нашей пары «лодка-мотор» шагом. Теперь «устойчивый» троллинг нам обеспечен. А значит – и рыба будет!
Есть мнение, что на катере можно установить 2 мотора – ходовой и маломощный троллинговый – не могу с ним согласиться. Возможно, для дальних переходов (Ладога, Онега, морские заливы) смысл в этом и есть.
Но для Волги, где все более-менее рядом, второй мотор не нужен, здесь минусы перевешивают плюсы: адаптация двух моторов, сложность управления на малом ходу (малый мотор работает «прямо», большой «рулит»), перегруз и асимметрия кормы, «двойная» эксплуатация – как итог, «овчинка не стоит выделки».
Все сказанное о катере и моторе не стоит воспринимать буквально – это скорее идеальный вариант, а он, увы, не всем по карману. Конечно, можно ловить в принципе на любых безопасных лодках – но общий результат будет хуже.
И еще, по-моему, очень важный момент – у вас в лодке должен быть опытный напарник-единомышленник. Вдвоем и веселее, и эффективнее, и безопаснее. Одновременно и управлять лодкой, и полноценно ловить затруднительно – товарищ же всегда поможет и быстро вымотать снасть, и подсачить здоровенного красавца, и сделать памятный снимок, и мало ли что… Но главное, у напарника в буквальном смысле «развязаны руки» — при проводке он может «подыгрывать» удилищем (о чем будет рассказано далее), а это часто в разы увеличивает улов.
Экипировка и снасти
Для поиска рыбы на катере обязателен хороший эхолот: сейчас особенно популярными становятся варианты со структур-сканом – считается, что непосредственно вблизи дна они «видят» до 60% рыбы, тогда как обычный эхолот – только 20%. Для поиска судаков, которые часто буквально «прилипают» ко дну, это особенно важно.
У меня на катере всегда 2 подсачека – один условно большой и один условно огромный. Большой – для судака, огромный – для сомов и рекордных щук, которые иногда «влетают» вместе с клыкастыми. А упустить рекордную (пусть и внеплановую) добычу, из-за того, что она не поместилась или даже выпрыгнула из подсачека (щуки – мастерицы на такие финты) – ой-ой-ой, как обидно! Тем более, когда до рекорда оставался один миг и добыча была почти в руках… Была… Почти… Э-эх!
Мотню подсачека полезно утяжелить грузом до 300г на конце, чтобы на течении она быстро тонула. Особенно это актуально для катеров с высокими бортами – тогда можно эффектно, как лопатой, одним движением подхватить добычу и поднять ее на борт. Попался, красавец!
Мы с друзьями ловим всего на 2-3 спиннинга. По нашей практике второй спиннинг увеличивает улов на 100%, третий – еще на 50%. Вдвоем работать с двумя-тремя удилищами гораздо удобнее. А главное – в моменты «выхода» хищника на коротком участке можно оперативно смотать снасти, развернуться и быстро вернуться на прогон – вот и еще одна уверенная поклевка!
К тому же два-три спиннинга позволяют быстрее чередовать приманки и находить, что же сегодня по вкусу клыкастым гурманам.
Я пользуюсь спиннингами длиной 260-280см, с рукоятью средней длины – такими удобнее и при возможности ловить стоя, и вытаскивать рыбу (упер рукоять в живот и «качаешь»). Тесты удилищ для разных воблеров разные – до 30г, до 40г и до 60г. Соответственно и плетенка везде стоит разная – с прочностью на разрыв 5-6кг, 7-8кг и 9-11кг. Такой «разброс» позволяет импровизировать: если надо провести уловистую приманку повыше – беру спиннинг с более толстой плетенкой, и наоборот. Шнур удобен многоцветный, например SUNLINEи GAMAKATSU, у которых цвета чередуются через 10м – удобно контролировать отпуск.
Катушки – в принципе любые тяговые безынерционки. Поводок желателен, но не столько для рыбы, сколько для сохранения «износостойкости» шнура, нижняя часть которого очень быстро изнашивается и может не выдержать в самый ответственный момент. Можно ловить и без поводка — тогда каждый день желательно отрезать нижние метр-полтора шнура. Но большинство троллингистов ставит флуорокарбоновые поводки диаметром 0,3 – 0,4мм, обычно прочности такого поводка хватает на несколько дней активной ловли.
Требования к плавсредству
На оснащённой специальными крепежами лодке можно установить сразу несколько спиннингов, что значительно увеличивает шанс на поклёвку.
Итак, о лодках для троллинга. Какими они должны быть:
- Катер. Самое удобное плавсредство. По большей части катера обладают хорошей мореходностью и позволяют погрузить большое количество вещей. Единственный минус — масса и габариты.
- Надувная моторная лодка. Её фишка – мобильность. Лодки из ПХВ материала компактны. Модели с килем достаточно устойчивы на воде. Надувные лодки относительно просты в обслуживании и более доступны. Ходовые размеры троллингового судна составляют 3,5-4 метра.
Мотор: сегодня, большинство используют двигателя зарубежного производства. Эксплуатация простая, обслуживание не напрягает. Приобретая мотор, нужно помнить, что ДВС на четыре такта, работает тише, чем двухтактный движок. Расход горючего у него меньше, но сам мотор немного массивней двухтактника и выше цена.
На заметку! Если далеко по воде не ходить, можно использовать силовые агрегаты мощностью 2-5 л/сил. Если предполагается отход от стоянки на 7-10 км, лучше пользоваться мощным движком, способным вывести судно на глиссирование в любую погоду.
На лодке ПХВ с двумя пассажирами часто ставят мотор, мощностью 8-15 лошадей. Такой комплект считается универсальным.
Для троллинга на небольших водоёмах удобно использовать компактный электромотор. Лодка под ним идёт практически беззвучно, что позволяет незаметно подбираться к перспективным местам.
Рекомендуем к прочтению: Окунь в глухозимье
Принцип 2: ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР МЕСТА ЛОВЛИ – ИЩЕМ «СЛОМ» ТЕЧЕНИЯ
Итак, у нас есть все, что нужно — выплываем на водоем. Рыба – где ты? Эхолот включен, но искать судака сплошным прочесыванием — времени не хватит. Для начала надо по внешним признакам оценить водоем и отыскать его перспективные места. Как?
Моя практика показывает, что чаще всего судак клюет на тех участках, где течение заметно изменяется («ломается») либо по направлению, либо по скорости. Задача – найти такой «слом» течения.
Причем речь здесь идет не только о привычных нам подводных бровках – как правило, для троллинга перспективнее и удобнее более пологий свал ближе к берегу. И именно по таким песчаным относительно чистым свалам идет основная ловля на Нижней Волге. И здесь для нас важно найти границу быстрой и сравнительно тихой (замедленной) воды. Ведь обычно стаи «бели» стоят и кормятся именно на таком «пограничье» — но не везде, а на каких-то локальных участках. А если где-то недалеко есть еще и подводный коряжник – это почти гарантирует наличие судака.
Теоретически найти «уловистый» участок можно по рисунку водной поверхности – граница струй всегда создает завихрения воды и комбинации глади и ряби – опытный рыболов умеет читать такие следы. Однако, увы, внешне никак не определишь, есть ли здесь рыба? Тем более — троллингисту ведь нужна не отдельная уловистая «точка», а достаточно протяженный участок («прогон»). И здесь уже никак не обойтись без хорошего эхолота, а также без определенного опыта.
Способ 1. Ищем крутой подмытый берег…
Наш опыт показывает, что на Ахтубе и волжских притоках прежде всего судаковое «эльдорадо» следует искать у крутых подмытых берегов. Свежие обрушения показывают, что здесь подводная струя «бьет» прямо в берег, после чего резко меняет направление, образуя «затишки» и «обратку», где постоянно пасутся стаи «бели» — здесь им и корм, и дом. А главное — упавшие деревья и нанесенный мусор образуют вдоль берега подводный коряжник – отличное укрытие для клыкастых, откуда они, как волки из леса, совершают набеги на ближайшие «пастбища».
Контрольный проход вдоль берега с эхолотом по двум глубинам (обычно 4-6м и 6-8м) показывает: «бель» есть, коряги у берега есть, судак есть, участок для прогона пригоден – редкое совпадение всех факторов почти гарантирует удачную ловлю. Такие участки иногда сохраняются несколько лет, радуя стабильными уловами, но часто уже в следующем сезоне «замываются», теряют нужный рельеф и перестают работать. Увы, счастье не бесконечно…
Способ 2. Ищем «скачок» течения
К сожалению, первый способ слишком нагляден и «примитивен» — таких очевидных мест мало, и знают о них все. Да и применим он только на сравнительно небольших «рельефных» реках. А вот на самой Волге хоть и нет крутых поворотов русла, но подходящие протяженные свалы есть, и немало — но не все они «работают». Поэтому более сложен и интересен «скрытый» способ – ищем «скачок» струи. Что это такое?
Многократно было замечено, что на глубине места поклевок судака очень часто связаны с локальными ускорениями или замедлениями течения. Причем визуально это можно и не заметить, а вот навигатор беспристрастно показывает, что скорость лодки самовольно «скакнула» с заданных 3,5км/ч до 4,0км/ч. Или наоборот – до 3,0км/ч. Понимаешь, что внизу произошло какое-то взаимодействие подводных струй, вызванное аномалиями близлежащего донного рельефа. Если подробно исследовать «окрестности» эхолотом, почти всегда обнаруживается что-то интересное – подводные ямки, бугры, канавы и т.п. Вот они – хорошие места для засады. Где, как ни здесь, матерые охотники будут поджидать свою добычу. И обязательно попадутся нам…
Если такой «скачок» течения найден (да еще не один), и точки занесены в навигатор – количественная ловля переходит в качественную. То есть, вместо длинного сплошного прогона (обычно 30-40 минут) делается одна или несколько коротких локальных проходок по 5-10 минут – улов и эмоции вдвое-втрое больше! Яркий пример: известный волжский прогон вблизи Джамбы – при длине около 1 км, на котором гоняют большинство троллингистов, я последние годы ловлю на участке всего 200м, ведь 80% поклевок было именно там! Причина – уже о скорости струи. Говоря другими словами, работает не весь вроде бы подходящий «прогон», а только место со «сломом» течения.
А ведь «скачок» течения отмечается не только на глубине, но и на более мелких местах. Почему? На многих песчаных участках речное дно напоминает пустыню – дюны, барханы, гребни… И все это потихоньку смещается и меняется под действием либо ветра — в пустыне, либо течения — в реке. Но, в отличие от ветра, течение всегда промывает в подводных песчаных «дюнах» продольные канавы, которые притягивают как мирную, так и хищную рыбу – это своеобразный лоток, по которому «подается» корм. Достаточно туда заплыть с открытым ртом… Или подождать в конце, когда корм из «лотка» свалится прямо на «стол».
Причем в эхолоте перспективный участок можно и не заметить, ведь продольная глубина в «канаве» меняется мало (как в ущелье между горами), но именно в «канаве» течение заметно убыстряется, а на выходе – замедляется, что можно увидеть по «спидометру» навигатора. Вот и найден еще один перспективный участок! Правда, такие донные песчаные канавы недолговечны и обычно быстро замываются или размываются течением, но они постоянно где-то есть – а значит, несколько счастливых моментов у нас обязательно будет!
Способ 3. Ищем скопления белой рыбы
Нередко стаи судака просто пасут большие стаи «бели» и мигрируют за добычей без привязки к местным точкам. Поэтому любое обнаруженное эхолотом обширное «пятно» — повод задержаться. А если еще структур-сканер показывает присутствие судака – все идеально, нас ждет удачный день. А может, еще и завтра стая уйдет недалеко.
Определились – есть слом течения, есть бель, эхолот показывает – есть судаки – как и чем их взять?
Принцип 3: ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРИМАНКИ И ПОНИМАНИЕ ЕЕ ИГРЫ
Сначала – любимчики!
Итак, мы выплыли на большую воду и нашли подходящее место: есть слом течения, есть бель, эхолот показывает, что есть и судаки – вопрос, как и чем их взять?
Почти всегда основой выбора служит пищевая мотивация судака: какой рыбой он сейчас питается – соответственно этой основной добыче подбирается цвет, размер и игра приманки, а также скорость проводки.
Правда, с цветом не все так просто – практически у опытных судачатников на Нижней Волге воблеры натуральных расцветок составляют в среднем только 25% рабочего арсенала. А львиная доля 60% – это различные желто-зеленые приманки, и оставшиеся 15% — красные и темные воблеры.
Против практики не попрешь – уже многократно подтверждено, что любимый цвет волжско-ахтубинского судака – желто-зеленый. Можно попытаться объяснить это различными причинами: местным цветом воды, особенностями цветового восприятия клыкастого, его повышенной агрессивностью, стайной моделью охоты, когда выделяется конкретная цель… А можно просто принять как аксиому: расцветка FT (Fight Tiger – огненный тигр) – первая и главная, которую мы «запускаем» на судака. Вторая расцветка – как раз натуральная, здесь больше всего рыбы поймано на светло-перламутровые воблеры, в том числе на RH (Red Head – красная голова). Третья по приоритету – темная расцветка: частенько выстреливает или летом вообще, или утром и вечером в любой сезон. Особенно нравится RDT (Red Tiger – красный тигр) ярко-красный с черными полосами.
А вот с размером воблера все наоборот – никаких «старых заслуг», все каждый раз заново подбирается «по месту» и «по времени». Такая уж привередливая эта рыба – судак.
Как это выглядит на практике? Пусть, например, эхолот показывает судака на глубинах 5-6м. Для такой глубины у меня уже есть проверенные «любимчики» — это 9-сантиметровые RAPALA Shad Rap-9 и RAPALA Trolls To Minnow-15, а также воблеры помельче: TSURIBITO Deep Shaker 75F и TSURIBITO Super Crank 60 DR, плюс резервный крупный вариант BANDIT Deep Walleye 12 см. Из этой рабочей пятерки обычно выбираю для начала пару со среднечастотной игрой от RAPALA, но разной формы (shad – minnow) — и начинаю ловить. Если поклевок нет, на повторной или на обратной проходке (уже по течению) меняю воблеры на более мелкую уже высокочастотную пару от TSURIBITO, опять же с разной формой (скорее shad – crank) — и рыбачу дальше. Если поклевок все равно нет, пробую вдобавок укрупненный вариант минноу 12 см от BANDIT с низкочастотной игрой. Такими разными во всех отношениях приманками можно сравнительно быстро выяснить, какой размер, какая форма и какая игра сегодня судаку по вкусу.
Другой вариант — можно сразу поставить разные размеры 90 и 75 и на обратной проходке поменять их на 90 и 60 см. Обычно весной и летом судак предпочитает приманки помельче, осенью – покрупнее. Но и тут день на день не приходится… При необходимости горизонт проводки любого воблера можно поднять или опустить, используя более толстую или более тонкую плетенку.
И вот, наконец, первая поклевка, потом еще и еще… Через какое-то время понимаешь, что сегодня размер воблера лучше такой-то, а игра такая-то – ставишь приманки из этой серии и дальше уже экспериментируешь с расцветками – по освещенности и по настроению. Хотя уже цветовые опыты – скорее «для души», потому что я в принципе не люблю «монотонной» рыбалки и всегда по возможности стараюсь экспериментировать.
Всегда есть варианты
О воблерах можно говорить бесконечно, но хотел бы особо отметить три интересных момента:
- Все воблеры разные. Даже в одной упаковке с одинаковыми воблерами половина может ловить лучше, половина хуже. Особенно это касается приманок «ручной работы» — чуть не так вклеена лопасть, и уже не тот эффект. Не зря спортсмены лучшие приманки отбирают в отдельную коробочку – только для соревнований.
- Нет универсальных воблеров. Под универсальными я понимаю те воблеры, которые не только устойчиво работают на любой реальной скорости проводки, но и стабильно ловят на любой такой скорости. Увы, я знаю лишь одну модель, приближенную к такому идеалу, но из-за небольших размеров крупный судак частенько (кроме ранней весны) ее игнорирует – это ZIP BAITS B-Switcher 4,0.
- Есть специальные воблеры – например, так называемая морская серия с белыми (антикоррозионными) крючками изначально требует повышенной скорости проводки, ведь в море рыба активнее и быстрее. Таскать такой воблер на обычной «речной» троллинговой скорости – пустое занятие, он просто не дает нужной игры.
Вывод отсюда простой – раз нет универсальных воблеров, приходится чуть ли не под каждую модель «мотором» подбирать свою оптимальную скорость проводки. Вот почему так важен мотор, который устойчиво работает (тонко регулирует скорость) и хорошо управляется на малом ходу.
В подтверждение приведу наглядный пример. Бывают короткие периоды, когда для судака требуется высокая скорость проводки. Связаны они с ходом астраханской селедки-пузанка. В мае пузанок массово поднимается вверх по течению, а в конце июня-начале июля так же массово скатывается в море. Эта очень быстрая рыбка – настоящее лакомство для судака, поэтому в периоды хода селедки клыкастые «нацеливаются» исключительно на нее и реагирует только на высокую скорость подачи приманки – 5,0-5,5 км/ч против течения.
Воблер надо чувствовать
Как сказал один известный спиннингист, «игру приманку надо чувствовать так, как будто ведешь ее рукой». Полностью согласен и даже скажу больше – для троллинга это не менее важно. Увы, у 90% троллингистов с этим серьезные проблемы.
Я не призываю видеть сквозь воду, но интуитивно или по опыту (дрожание лески и кончика удилища) чувствовать, при какой скорости приманка лучше всего играет, ощущать все касания дна, замечать сбой игры из-за мусора на лопатке воблера – все это приходит далеко не сразу…
Беда многих – в полной мере они это не чувствуют!
И речь здесь не о легко «читаемых» воблерах. Возьмите любой крэнк — игра приманки активная, кончик явно дрожит, игра легко «читается» — все вроде нормально. А если при этом воблер еще неплохо ловит рыбу – чего еще желать?
Но вот хищник закапризничал – приходится искать другую приманку, не столь активно играющую… И чувство контроля куда-то пропадает…
Вспомните – воблеры HALCO на заре массового троллинга были едва ли не самыми популярными на Нижней Волге – все по той же «читаемой» причине. И я с них начинал. Однако в последнее время, похоже, хищники к ним привыкли – и я стал меньше ловить, и остальные тоже. Однако появились другие уловистые воблеры, серьезно потеснив «старые кадры».
Сейчас половина моих приманок – трудно «читаемые», в том числе RAPALA Shad Rap и TSURIBITO Deep Shaker. Эти приманки надо «понять» и приноровиться к ним, не пугаясь их непривычной игры. Но зато когда изучишь и почувствуешь их характер и поверишь в них – уловы зашкалят.
Например, «Мемориал Соболева» дважды выигрывали троллингисты с «Дельты» на воблер, который там «культивируется» — RAPALA Shad Rap 9. Вот что значит «понять» приманку.
Или TSURIBITO Deep Shaker – воблер, имеющий множество «клонов», но все эти копии с чуть более активной игрой вчистую проигрывают оригиналу вроде бы с такими невыразительными движениями. А для судака это кажется самым зажигательным танцем… Вот и пойми эту рыбу, вот и пойми этот воблер!
Принцип 4: ПРАВИЛЬНАЯ ПОДАЧА ПРИМАНКИ
Пахать или не пахать?
Есть популярная фраза «сделать предложение, от которого трудно отказаться». В идеале для троллингиста это значит преподнести приманку «на блюдечке» под самый нос судака. То есть, в зависимости от места стоянки рыбы подать воблер с нужного направления, на нужную глубину и с нужной игрой – тогда хищник не устоит.
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…». И действительно, тут мало хорошего катера и хорошего воблера – нужны еще видение и умение рыболова, которые приходят с опытом. Значит, надо учиться: «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…» — и нет такого мастера, который когда-то не был новичком.
Как же все-таки правильно «подать» воблер судаку? Мое мнение однозначно — воблер при проводке должен «пахать песок» или «стучать по дну», то есть должен почти постоянно (каждые 1-2 секунды) и активно чиркать по дну. На глубине 4-6 м технически это осуществляется без особого труда. А вот на больших глубинах из-за большего угла атаки и повышенного сопротивления плетенки воблер сильнее подпрыгивает и не может «рыть» постоянно — но хотя бы на 10-15 касаний дна в минуту он должен «подпахивать».
Это не просто мое принципиальное мнение – оно полностью базируется на личном долголетнем опыте. Пришлось пройти через боязнь «растраты воблеров», которая, к счастью, оказалась преувеличенной – зато теперь яркие поклевки и зрелищные моменты вываживания рекордных клыкастых постоянно радуют память.
По течению
Хотя «классическим» считается троллинг против течения, это совсем не значит, что нельзя ловить по течению. Не только можно, но часто и нужно!
Только один из примеров – ловля в «канавах». Если эхолот показывает скопления бели на глубинах 3м – судака надо искать на поливе. Особенно любят клыкастые стоять на вдающихся вглубь песчаных косах, где течением промывает своеобразные канавы. Если в такой канаве есть стайка судаков, то стоят они «на течение» (то есть, головой против течения), причем впереди 1-2 самых крупных клыкастых, в серединке держатся средние рыбины и сзади — более мелкие экземпляры. Если «подать» воблер сзади (против течения), то первыми его увидят и среагируют самые мелкие задние судаки – бойким «юниорам» быстрее и проще развернуться и сцапать приманку. Если же воблер подходит спереди (по течению), пусть даже и с более высокой скоростью, то заряженные на атаку взрослые всегда успеют первыми (а возможно, и субординация в стае не позволяет молодым нагло перехватить добычу из-под носа у взрослых судаков). А мы-то как раз и ищем крупную рыбу!
Еще один пример – ловля вниз по течению с высокой скоростью проводки эффективна в периоды, когда по реке скатывается очень шустрая селедка-пузанок, и здесь быстрая подача – едва ли не главная предпосылка успеха.
При этом в обоих рассмотренных случаях воблер должен активно «пахать» дно – это, по-моему, основной козырь троллингиста.
Подыгровка
Нет правил без исключений, и даже аксиома «движение — это жизнь» может оказаться под вопросом. Троллинг ведь в принципе прямолинейно-монотонная рыбалка. Наш катер идет с постоянной скоростью, приманка тоже… Хотя еще новичком я слышал , что судак часто охотнее берет воблер на остановке, но как его остановить-то? И вот однажды в конце прогона на крутом развороте шнур с воблером провис, кончик удилища отыграл назад – как будто воблер, последний раз уткнувшись в дно, остановился и стал медленно всплывать. Через пару секунд я уже начал выматывать снасть и на первом же обороте катушки (похоже, всплывающий воблер в этот момент остановился и «клюнул носом») почувствовал звонкий удар судака. Ура! Теория наглядно подтвердилась практикой.
Делать такой финт с остановкой во время самого прогона тоже можно, особенно в перспективных местах. Однако при этом ход катера теряется, теряется и проводка, да и снасти могут перепутаться – поэтому практически таким приемом пользуются редко. А если судак и так неплохо клюет – чего зря мудрить? Гораздо проще, если хищник капризничает, в перспективных местах вести катер крутыми галсами – так нужная подыгровка получается автоматически.
Но самый интересный вариант – когда воблером подыгрывает свободный от руля напарник. Вот он быстро отвел удилище горизонтально вбок и сразу же быстро вернул его назад, до потери контроля и провисания плетенки – воблер в это время, пропахав дно, после скачка вперед останавливается и начинает привсплывать. Чаще всего в этот момент и следует отчетливый удар – есть! Попался!! Я тебя перехитрил!!!
Понятно, что воблер для подыгровки должен быть быстро всплывающим, чтобы за одну-две секунды успеть приподняться над дном. Рыболов держит паузу до восстановления контроля и, когда привсплывающий воблер от нарастающего натяжения лески опять останавливается и клюет носом — в этот момент опять вероятна поклевка! Увы – на этот раз вхолостую…
Снова быстрое движение спиннингом в сторону и обратно – и цикл повторяется. Все это сильно напоминает ступенчатую донную проводку наоборот – на всплытие. Но согласитесь — она посложнее, чем обычная джиговая «ступенька». А кто скажет, что это неспортивно – пусть первым бросит в меня камень.
Подыгровка может быть разной по длине, а пауза — разной по продолжительности – все зависит от скорости хода, течения, длины удилища, толщины плетенки и плавучести воблера… Это не просто, но оно того стоит! Ведь при правильной подыгровке условный счет «Игрок» : «Рулевой» может достигать, к примеру, 10:2. Особенно, когда рыба капризна – то есть, почти всегда!
Монтаж снасти для ловли судака на троллинг
Как и вообще для троллинга снасти должны быть прочными, а для ловли судака – тем более. Это связано с рельефом дна, где обычно и предпочитает держаться клыкастый. А такими местами нередко бывают подводные гряды камней, неровные и волнистые участки дна, коряжники, которые любит судак. Всё это угрожает снасти при зацепах. Кроме того судак отличается упрямым характером, упираясь в дно и туго поддаваясь вываживанию, особенно если судак крупный. Приплюсовав сюда силу течения, можно представить себе, какую нагрузку испытывает снасть. Кроме того и сами воблеры – не худенькие минноу, а глубоководные крупные приманки, которые сами упираются при заходе на стартовый горизонт, как сильные рыбы. Поэтому выбираются довольно короткие удилища быстрого строя с оснащением их мультипликаторными катушками, как наиболее прочными и долговечными, когда речь идёт о троллинге. Кроме того они обычно имеют счётчики лески, что позволяет сбрасывать леску и отпускать воблер на определённое расстояние от лодки.
Есть много приспособлений, которые нередко помогают воблеру достичь нужного заглубления, если он сам не справляется с силой течения и не способен уйти ко дну. А такими недостатками нередко обладают бюджетные копии уловистых аналогов. Прочитать более подробно о хитроумных механизмах, отводящих приманки друг от друга и заглубляющих воблеры можно в данном разделе.
Применение металлических поводков при ловле судака троллингом является вынужденной необходимостью, несмотря на то, что этот хищник очень подозрительно относится к этим элементам монтажа оснастки. Но здесь имеется относительно надёжный способ обмануть осторожного хищника поводками из современных материалов, таких, как титан и кевлар, которые по гибкости и тонкости почти не уступают леске. Тем не менее, и эти поводковые материалы имеют один очень неприятный недостаток: за время многочисленных атак хищников эти поводки получают незаметные на первый взгляд микро-царапины, которые, тем не менее, могут сказаться в один прекрасный момент на результате вываживания крупного судака, то есть, послужить причиной отрыва поводка. И нет здесь иного выхода, кроме, как осматривать поводки и, если нужно, заменять. Или просто заменять их по истечении какого-то определённого срока.
Кроме заглубляющихся воблеров, достигающих определенных уровней в толще воды и у дна, используется оснастка, которую ещё называют дроп-шотом, но это, скорее, ловля с отводным поводком, которая нередко и в спиннинговой ловле бывает наиболее результативной. Оснастка состоит из самых простых элементов: основной лески с концевым грузом грушевидной или шарообразной формы для лучшего скольжения по дну и металлического поводка выше грузила примерно на 30-50 см. Поводок привязывается к тройному вертлюжку, чтобы снасть была гибкой и не скручивалась во время движения. Некоторые рыболовы заменяют металлический на флюорокарбоновый поводок. Кроме этого используют оснастку, напоминающую отводной поводок, только это более жёсткая схема, которая называется баунсером. Здесь воблер крепится на каркасе из пружинной проволоки. Чтобы ничего не усложнять, можно ограничиться определением, что это тот же отводной поводок, но основная леска от грузила до поводка длиной 30-50 см заменена пружинной проволокой, как и сам поводок. Принцип работы подобной оснастки состоит в том, что воблер всегда движется у дна, огибая неровности, и ему не требуются различные заглубители. При монтаже оснастки, когда используется монофильная леска, во избежание закручивания снасти на все узлы следует ставить вертлюжки.
Принцип 5 — ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ВРЕМЕНИ ЛОВЛИ
Даже если мы выполнили все предыдущие условия – судака можно и не поймать. Ведь этот хищник с его сумеречным зрением — в отличие от окуня и щуки, которые могут брать весь световой день — питается с более строгой периодичностью.
Когда ловишь постоянно, это хорошо видно – то клюет, то не клюет. А если у рыбы перерыв, то никакие ухищрения не помогут. Поэтому очень важно использовать те периоды, когда клыкастый ловится наиболее активно.
Если смотреть по сезонам, то для Ахтубы и Нижней Волги можно выделить три наиболее «клевых» периода:
1.Весна (начало-середина апреля) – с первым потеплением воды и наступлением сносной погоды быстро поднимается проходной судак и активизируется местный.
2. Лето (конец июня-начало июля) – заканчивается половодье, малек из полоев и ериков скатывается в реку, где его поджидает селедка, а уже ее «пасет» судак – раздолье для хищников! И для рыболовов комфортно – мошка уже не досаждает.
3. Осень (середина октября-начало ноября) – активизируется местный судак (так как идет «бель»), постепенно скатывается проходной.
Именно в эти периоды можно рассчитывать на поистине рекордные уловы. Все остальное время судак ловится с переменным успехом.
Если смотреть по наиболее «клевым» часам, то (хотя в принципе единичные судаки попадались в любые часы) здесь явно отмечаются характерные дневные пики клева в зависимости от сезона (данные усреднены):
Весной судак берет обычно с 10 до 17 часов с переменным успехом, холодная вода явно смещает и растягивает клев.
Летом, как правило, с рассветом в 3-30 начинается активный клев до 7 часов, который к 10 часам постепенно затухает. Днем не клюет, да и жара просто не дает ловить. С 18 до 20 часов — вечерний «выход».
Осенью с рассвета наблюдается выраженный длинный «завтрак», длящийся 2-3 часа, затем днем — короткий «обед» примерно в 13-14 часов и, наконец,часовой «ужин» на закате.
Поэтому научитесь подстраиваться под судачье расписание – и вы всегда будете с уловом!
Выбор троллингового удилища в магазине
Независимо от стоимости, ваше будущее троллинговое удилище следует тщательно осмотреть и проверить в магазине. Примерный набор простейших тестов, которые можно проделать в магазине самостоятельно выглядит так: — осматриваем поверхность удилища на наличие отслоений в лакокрасочном покрытии, трещин, сколов; — стыкуем части спиннинга (посадочные муфты должны соединяться плавно и плотно, не прокручиваться после стыковки); — берем собранный спиннинг в руку, покачиваем его по сторонам, делаем несколько резких взмахов. О дефектах удилища могут свидетельствовать скрипы, потрескивания, пощелкивания, или даже стуки (дефекты стыковочных муфт); — тщательно осматриваем пропускные кольца и «тюльпан» (кольцо на кончике), обращаем внимание на антифрикционные вставки в кольцах – они должны намертво сидеть в посадочных гнездах и не прокручиваться. Вид упаковки, использованный производителем, также многое скажет о качестве. Как правило, бюджетные изделия поставляются в полиэтиленовой пленке, удилища средней ценовой категории упаковывают в бархатный или матерчатый чехол, а элитные спиннинги комплектуются пластиковыми тубусами или кофрами. Обращайте внимание на наличие гарантии производителя – это показатель, что вы приобретаете качественное, оригинальное изделие, а при выходе удилища из строя не по вашей вине будет шанс заменить товар или вернуть деньги. Хорошее, качественно изготовленное удилище выдержит нагрузку при внезапном зацепе и его состояние будет отличным даже через несколько сезонов рыбалки. При подсечке же и вываживании трофейного хищника рыболову не придется уповать на везение.