Транцевые колеса своим руками – процесс изготовления
Для чего нужны транцевые колеса на лодке
Транцевые колеса для лодки – это компактное и удобное транспортировочное шасси, состоящее из двух частей и предназначенное для перемещения плавсредства на небольшое расстояние (от автомобиля до водоема).
Каждая из частей транспортировочного шасси состоит из следующих элементов:
прямая или изогнутая стойка из круглой или квадратной профильной трубы;
ось с подшипником или втулкой, закрепленная на стойке;
надувное или литое колесо, закрепленное на оси.
Чертеж самодельных транцевых колес с размерами Фиксация стоек на транце производится при помощи специальных кронштейнов, шпилек или струбцин.
Цены и где купить?
Транцевые колеса можно приобрести во многих рыболовных магазинах, а также точках реализации товаров для плавательных средств.
Расценки на некоторые модели, рассмотренные в статье, приведены ниже:
Sun Marine стоит 4000-4500 рублей.
Laker Transom Wheels стоит 2800-3400 рублей.
Горизонт KN-260 стоит 4000-4200 рублей.
Горизонт KNU-330 стоит 6000-6500 рублей.
Колеса ТКМ для лодок ПВХ стоят 5000-5500 рублей.
Основные разновидности
В зависимости от конструктивных особенностей транцевые колеса бывают следующих разновидностей:
Перекидные – такое транспортировочное шасси отличается от аналогов других разновидностей специальным кронштейном с подпружиненным механизмом, закрепляемым на транце лодки и позволяющим при необходимости поднимать колеса, переводя их из транспортного положения в нерабочее.
Быстросъемные – стойки таких колес фиксируются в специальных кронштейнах, закрепленных на транце лодки. При необходимости стойки очень быстро и без лишних усилий вынимаются из этих креплений и укладываются в лодку.
На струбцинах – верхние части стоек таких колес представляют собой надежные струбцины при помощи, которых транспортировочное шасси надежно и быстро крепиться к транцевой доске лодки.
На шпильках – для крепления транспортировочного шасси такой конструкции в транце вкручивают 4 металлические шпильки. Сам процесс установки транцевых колес довольно прост: каждая из стоек одевается на две шпильки, после чего при помощи шплинтов вся конструкция фиксируется в нужном положении.
Достоинства
Транспортировочные колеса для лодок ПВХ своими руками имеют достаточно большой ряд плюсов:
Экономия времени. Конечно же каждый понимает, что колеса помогут значительно ускорить процесс выгрузки лодки. Если это надувная лодка, то не придется переть тяжелую ношу от машины к водоему, а можно будет просто достать, надуть и довести. Это значительно комфортнее.
Читайте здесь — Как сделать жерлицу своими руками — особенности изготовления зимних и летних снастей (110 фото и видео)
Неограниченный срок службы. Эти приборы могут служить очень долго, нужно лишь ухаживать за ними. Постараться не наезжать на винты или прочие острые предметы, иначе шины потребуют замены. Обычно такие конструкции живут достаточно долго.
Комфорт. Естественно это достоинство является одним из самых важных. Очень многие люди просто обожают, когда все проходит гладко и без трудностей. Эти колеса позволяют все сделать в идеальном виде.
Мобильность. Такие колеса, как правило, занимают предельно мало места, что позволяет считать их мобильными. Их можно сложить друг на друга, тогда Вы даже не заметите, что они лежат в багажнике.
Посмотрите еще здесь!
Зимняя удочка своими руками — обзор лучших вариантов. Инструкция по созданию необычной зимней удочки из разных материалов
Якорь для лодки своими руками: изготовление самодельного якоря для ПВХ лодок (95 фото и видео)
Как сделать жерлицу своими руками — особенности изготовления зимних и летних снастей (110 фото и видео)
Комфортность в управлении лодкой. Транспортировочные колеса имеют очень хорошую управляемость, что позволяет с легкостью поворачивать и кардинально менять направление лодки.
Простота в возведении. Если посмотреть чертежи колес для лодки, которых, к счастью, в интернете достаточно, но можно убедиться в том, что конструкция достаточно проста в изготовлении и не требует каких-либо особых навыков.
Как сделать колеса своими руками
Наиболее часто изготавливаемыми своими руками видами транцевых колес являются быстросъемные, перекидные и шасси на струбцинах.
На струбцинах
Сборка самого простого самодельного транспортировочного шасси на струбцинах производится следующим образом:
Транцевые колеса (на струбцинах)
От профильной трубы отрезают 2 заготовки под стойки шасси.
К концу каждой из заготовок приваривают оси с нарезанной резьбой для крепления колес.
В торце другого конца трубы делают пропил, толщина которого должна быть такой, чтобы в нее можно было вставить рамку G-образной струбцины.
Перпендикулярно пропилу сверлят два отверстия.
Вставляют рамку в пропил на торце трубы.
Через отверстия маркером или керном делают отметки на рамке струбцины.
По отметкам на рамке сверлят два отверстия.
C прижимного винта струбцины снимают плоскую площадку.
Выкручивают прижимной винт из струбцины.
Вставив струбцину в пропил и зафиксировав двумя болтами, при помощи маркера напротив отверстия с резьбой в зажиме делают метку на трубе.
По метке сверлят сквозное отверстие диаметром чуть больше чем у прижимного винта струбцины.
Рамку струбцины вставляют в пропил трубы и окончательно фиксируют болтами и гайками.
Прижимной винт вкручивают в резьбу на струбцине, продевают через трубу.
На конец прижимного финта накручивают сферический пятачок с резиновой накладкой.
На губке рамки также крепят площадку с резиновой накладкой.
Отступив от центра прижимного винта расстояние равное высоте транца, к стойке крепят г-образную рамку. На ту часть рамки, которая будет соприкасаться с транцем и днищем лодки крепят кусочек резины.
Крепление колеса на каждой стойке производится при помощи нарезанной на оси резьбы, шайбы, гайки.
Перекидные
Стойки для перекидных колес делают такие же, как и у быстросъемных, делая в верхней их части не два, а 3 отверстия с шагом 25 мм. Крайние отверстия предназначены для фиксации шасси в рабочем или транспортном положении, а среднее – для оси.
Транцевые колеса (перекидные)
Крепления для такой конструкции делают следующим образом:
Из нержавеющего металла вырезают основание пластину длиной 120 мм и шириной 65-70 мм.
В углах основания сверлят четыре отверстия.
Вырезают две боковые пластины длиной 120 мм и шириной 35-40 мм.
Пластины приваривают к основанию на расстоянии 30 мм.
Стойку вставляют между пластинами.
Через центральные отверстия на боковых пластинах и стойке вставляют ось, фиксируя ее с одной сторону шплинтом.
Для того чтобы зафиксировать стойку шасси в рабочем положении, заранее приготовленный палец вставляют в нижнее отверстие.
Чтобы перевести стойки шасси в не рабочее (транспортное) положение, палец вынимают из нижнего отверстия, поднимают стойку вверх и вставляют палец в верхнее отверстие.
Для фиксации пальца используют шплинт.
Быстросъемные
Процесс сборки таких транцевых колес состоит из следующих манипуляций:
Из трубы или квадратного профиля вырезают две заготовки длиной 400 мм.
При помощи трубогиба заготовки под стойки изгибают под углом 450.
К концу каждой из заготовок приваривают отрезки из круглого профиля.
На том конце стойки, который будет крепиться к транцу лодки, сверлят два отверстия, расстояние между которыми должно быть 75-80 мм. В нижнее отверстие вставляют штифт диаметр 8 мм, фиксируют его сваркой. Верхнее отверстие рассверливают, делая из него овальный паз длиной 20-25 мм.
Перпендикулярно нижнему отверстию сверлят еще одно сквозное.
В просверленном отверстии нарезают резьбу М8.
В резьбу вкручивают винт с потайной головкой.
Внутрь стойки вставляют круглую пружину, фиксируя ее одним концом на резьбовой части вкрученного винта.
Из круглого проката диаметром 12 мм вырезают второй штифт. На токарном станке посередине штифта делают небольшую проточку длиной 15-20 мм.
Штифт вставляют в овальный паз в верхней части стойки.
Второй конец пружины фиксируют в проточке штифта.
Из листовой нержавейки вырезают основание крепления — пластину длиной 100 мм и шириной 60 мм.
По углам вырезанной пластины сверлят отверстия диаметром 6 мм.
Из той же нержавейки делают две боковые пластины шириной 30 мм и длиной 100 мм.
В каждой пластине делают два паза с межосевым расстоянием 75 мм.
Пластины приваривают перпендикулярно основанию на расстоянии 25-30 мм.
Транцевые колеса (быстросъемные) Крепят такие транцевые колеса к лодке ПВХ при помощи мебельных винтов.
Итак, вы решили изготовить колеса, которые будут установлены на навесной транец, самостоятельно? Вполне похвально. Тем самым вы сможете сэкономить не только несколько тысяч рублей, но и сделать колеса с креплениями именно такими, какие вам нужны – длина, ширина и размер колес.
Все, что вам понадобится для выполнения работы, это:
Пара колёс диаметром около 35-35 сантиметров и шириной 60-80 миллиметров;
Квадратный профиль сечением 25х25 миллиметров;
Трубка диаметра, подходящего к креплению колес;
Набор болтов, шайб, гаек, шплинты.
Конечно, и профиль, и крепеж должны быть изготовлены из нержавейки. Придется немного переплатить, зато и колёса прослужат много лет, а не один сезон. Кроме того, вам понадобится ножовка по металлу, электрическая дрель и плоскогубцы или гаечные ключи.
Также не обойдется без помощи сварщика – но работы здесь всего на несколько минут, так что, заплатить придется от силы сотню рублей. Общая стоимость материалов едва ли превысит 1-1.5 тысячи рублей.
Особенности установки
Установку быстросъемных и перекидных транцевых колес на транце выполняют следующим образом:
Лодку ставят на две опоры.
Кронштейны транспортировочного шасси прикладывают к транцу лодки таким образом, чтобы колеса касались земли.
При помощи уровня кронштейны выравнивают в одной плоскости.
Белым маркером через крепежные отверстия в кронштейнах на транце лодки делают 8 меток.
По меткам сверлят отверстия.
Кронштейны закрепляют мебельными винтами.
Транспортировочное шасси на струбцинах крепится к транцу плавным вращением ручки прижимного винта.
Полезные рекомендации
Главный и несомненный плюс самодельных транцевых колёс – значительная экономия средств. Ещё одно преимущество – возможность полностью настроить систему под свои нужды, ведь владельцы лодок нестандартных размеров зачастую испытывают сложности во время поисков оптимальных колёс. Решившись сделать всё самостоятельно, от этой проблемы можно запросто избавиться. Достаточно совершить все точные измерения, после чего сконструировать идеальную систему транспортировки не составит труда.
Значительная часть рекомендаций касательно самостоятельного изготовления транцевых колёс неразрывно связана с методами крепления.
Не стоит пренебрегать карандашными пометками. Это значительно облегчает процесс. К примеру, когда крепление ставится на транец, по отверстиям можно сделать специальные пометки, после чего просверлить отверстия нужного размера.
Болты разумнее ставить с внутренней части лодки. В таком случае гайки окажутся на лицевой стороне.
Для крепления транцевых колёс следует использовать шайбы, гайки и болты.
Важные пометки можно делать при помощи листов из прочных материалов вроде алюминия или текстолита, на которых сверлятся отверстия. После этого лист необходимо приложить на внутренней части транца и отметить все отверстия.
Также не стоит перегружать лодку лишним грузом. Даже надёжно собранные структуры не всегда справляются — всё-таки это модифицированные резиновые лодки, а не грузовые подъёмники.
После каждой рыбалки нужно тщательно промывать лодку от застрявшей грязи и водорослей. После высыхания будет нелишним обработать все металлические элементы смазкой.
Предлагаем ознакомиться: Фидерная прикормка для леща своими руками У дальнейшей эксплуатации лодки с транцевыми колёсами есть свои нюансы, о которых также забывать не стоит. Несмотря на относительно крепкий характер конструкции, использовать лодку, как прицеп к легковому автомобилю, нельзя ни в коем случае. Такая затея почти наверняка закончится плачевно, и огромное количество часов, потраченное на создание системы, пропадёт впустую.
Стоит внимательно отнестись к использованию лодки после её длительного хранения в сложенном виде, например, в холодное время года.
В следующем видео вас ждет изготовление транцевых колес своими руками.