Традиционные бензиновые и дизельные двигатели постепенно заменяются электрическими и аккумуляторными аналогами в самых разных сферах. Иногда такой переход полностью себя оправдывает, а в некоторых случаях – только по отдельным эксплуатационным параметрам. В контексте оснащения водной техники электрический лодочный мотор дает существенные преимущества в виде малошумности, более высокой маневренности и облегченной системе управления. К минусам же пользователи относят низкую производительность и, как следствие, ограниченность в применении на крупных водоемах.
Устройство электромотора
Полную конструкцию агрегата можно разделить на две части – несущую и функциональную. Первая формируется за счет штанги, к которой фиксируется транцевая струбцина. К этой же части крепится винт двигателя и регулируемый румпель. С помощью струбцины можно настраивать уровень погружения мотора в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Функциональная же часть базируется непосредственно на силовой начинке двигателя и управляющей инфраструктуры. Типовое устройство лодочного электрического мотора предусматривает наличие блока управления, реверса вращения и проводку для подключения аккумулятора. Причем реле управления сопрягается с двигателем с помощью дейдвуда, конструкция которого представляет собой ножную металлическую штангу.
Аккумуляторы для электромоторов
В отличие от многих электрических моторов, которые используются в других областях, лодочные агрегаты не имеют возможности сетевого питания. Поэтому остается лишь один вариант энергоснабжения – посредством аккумуляторного блока. Существуют встроенные модели батарей и переносные. Первый вариант имеет крайне ограниченные возможности для эксплуатации, поскольку у него небольшие размеры и, соответственно, скромная мощность и такая же низкая продолжительность работы на одном заряде. Поэтому чаще используются переносные модели аккумуляторов, которые тоже имеют разделение – на стартовые и тяговые. Чаще всего электрический лодочный мотор обеспечивается тяговым аккумулятором, поскольку он способен длительное время выдавать достаточный заряд. Однако и конструкционные качества элемента повышаются вместе с величиной энергетического потенциала. Достаточно сказать, что масса тяговой батареи может достигать 25-30 кг.
Какую модель выбрать
Перед тем как выбрать электромотор, нужно продумать круг задач, которые будут решаться с помощью такого устройства. Определить для какого плавательного средства будет приобретаться электромотор, на каких водоёмах планируется им пользоваться, и каков общий вес перемещаемых с помощью электромотора предметов.
Электромоторы используются на небольших деревянных лодках, байдарках, резиновых или корпусных лодках, катерах, маломерных судах. На этих плавательных средствах могут быть установлены разные моторы, отличающиеся между собой длиной штанги дейдвуда, силой тяги двигателя и системой управления мотора.
Для перемещения лёгких резиновых лодок или байдарок весом до половины тонны, подойдут моторы с тягой 30−35 фунтов, а для больших корпусных лодок и катеров приемлема тяга в 40−45 фунтов.
На лёгкие плавательные средства (резиновые лодки, байдарки) рекомендуется устанавливать более лёгкие по весу подвесные электромоторы, закрепляемые на транце. Они имеют небольшой вес и более доступны по цене.
Для лучшего управления более тяжёлыми лодками или небольшими катерами, целесообразнее приобретать носовые моторы. Они более функциональны, но стоят дороже. При выборе электромотора обращают внимание на следующие особенности и характеристики:
- тяговое усиление. Обозначает силу, с которой электромотор может тянуть плавательное средство;
- мощность аккумулятора — объём потребляемой энергии;
- вес и габариты модели. Мотор приходится много раз перемещать с места на место, устанавливать на лодку и снимать с неё, перевозить его на машине до места сплава, поэтому таким характеристикам придаётся особое значение;
- особенности системы электропитания. На них обращают внимание при покупке аккумулятора, если будут использоваться моторы с выносным аккумулятором. При этом учитывают два основных параметра: напряжение питания и потребление электроэнергии (мощность);
- чем тяжелее будет используемое плавательное средство и больший объём груза придётся с его помощью перемещать, тем более мощный мотор потребуется приобрести, и тем больше энергии он будет потреблять. То есть, нужно приобретать либо больший по объёму аккумулятор, либо выбирать электромотор с большей силой двигателя;
- особенности системы переключения передач. Скорость лодки, оснащённой электромотором, доходит до 7 км/час. Плавное переключение скоростей позволяет подобрать необходимую скорость как можно точнее.
Преимущества лодочных электродвигателей
Использование лодочных электромоторов имеет ряд очевидных преимуществ по сравнению с моторами, приводимыми в действие с помощью бензиновых двигателей:
- Отсутствие шума при работе. В отличие от бензиновых, электромоторы не издают звуков во время работы электрического двигателя. Такое свойство позволяет рыбаку подойти на лодке к месту максимального скопления рыбы, не распугав её при этом. Таким образом, можно насладиться тишиной и слушанием звуков природы, а не шума от работающего мотора;
- Сохранение экологической среды. Работающий электромотор не производит вредных выбросов в воздух и не загрязняет воду, что позволяет сохранять экологический баланс;
- Поддержание постоянного уровня скорости, что особенно актуально при осуществлении троллинговой рыбалки, при перемещении по рекам, имеющим небольшую скорость течения или вдоль озёр. Медленный ход движения лодки позволяет проводить рыбалку спиннингом, выявляя особые места скопления рыбы;
- Относительно небольшой вес мотора позволяет перемещать его и устанавливать на лёгкую лодку из ПВХ, резиновую лодку или байдарку силами одного человека, без привлечения посторонней помощи, что позволяет отправиться на рыбалку в одиночку;
- Лёгкость маневрирования в определённых условиях. На лодке, оснащённой электромотором, легче проходить трудные места скопления камышовых зарослей, чем пробираться сквозь них на весельной лодке;
- Не требуют топлива для своей работы. Электромотор приходит в движение при помощи энергии, которую накопил аккумулятор;
- Лёгкий запуск мотора. Запуск осуществляется простым включением при помощи панели управления. При этом не требуется прилагать больших усилий, которые могут понадобиться для запуска бензинового двигателя;
- Не требуется проведения периодического технического осмотра двигателя;
- Отсутствует необходимость зимней консервации двигателя;
- Небольшие размеры и вес мотора;
- Отсутствие необходимости тратить денежные средства на эксплуатационные расходы.
- Низкая, по сравнению с моторами других типов, стоимость двигателя. Мотор, аккумулятор и зарядное устройство стоят в несколько раз дешевле, чем бензиновые моторы.
Минусы использования
- Максимальная скорость передвижения лодки по водоёму при помощи электромотора ограничена пределом в 10 км/час;
- Электромоторы не могут быть использованы при сильном порывистом ветре и на реках с бурным потоком, имеющих высокую скорость течения;
- Не предназначены для особо длительного передвижения по водоёмам, так как аккумулятор имеет определённый запас электроэнергии и может разрядиться, что будет способствовать остановке двигателя электромотора;
- Требует нахождения поблизости источника пополнения аккумулятора — электрической подзарядки;
- Тяжёлый вес аккумуляторного устройства (до 30 кг), часто превышающий вес самого электромотора почти в два раза.
Характеристики
Первичный расчет параметров электромотора с точки зрения оснащения лодки начинается с определения максимальной нагрузки. В начальном уровне агрегаты способны выдерживать нагрузки порядка 600-800 кг. Средний сегмент представляет модели, работающие с конструкциями массой 1000-1500 кг. Далее идут производительные установки, подходящие для лодок более 1700 кг. Как уже отмечалось, мощность не является сильной стороной электрических двигателей, но и в этом показателе имеет место разнообразие. В среднем силовой потенциал варьируется от 0,75 до 4 л. с.
При этом высокая производительность дает свои ограничения на эксплуатационные возможности техники. Например, менее распространенная мощность электрического лодочного мотора на 5-6 л. с. не позволяет выходить на режим глиссирования, а также обуславливает ограничения по выходу на мелководье. И это не говоря об утрате одного из главных преимуществ электрических движков, которое заключается в низком уровне шума. С другой стороны, маломощные агрегаты не позволят преодолевать дальние дистанции на водной глади и обеспечивать достаточную тягу для длинных лодок.
Лодочные электромоторы – зачем они нужны
Спустя несколько лет плотного использования исключительно бензиновых лодочных моторов, я попробовал лодочный ЭЛЕКТРОмотор и ощущения от этого опыта были смешанные.
В плюсы электрическому движителю можно записать то, что этот маленький трудяга, почти незаметен и неслышен во время работы (конечно, все относительно), не требует абсолютно никакой возни, дает возможность именно отдохнуть на воде, будь то рыбалка или просто воскресная прогулка по озеру. Электромотор позволяет купаться возле лодки в чистой воде, а не в масляной пленке, дышать чистым воздухом без средств защиты и оставляет шансы на выживание обитателям водоемов.
«Зеленые» и другие экологические фанатики расскажут массу страшных историй про то, как страшны для окружающей среды двигатели внутреннего сгорания, как плохо влияют лодочные моторы на реки и озера. Конечно они привносят свою лепту в общее загрязнение водоемов и воздуха, но люди без всяких двигателей на воде, зачастую, «гадят» у воды в разы больше. С четырехтактными лодочными моторами, разумеется, таких проблем с загрязнением меньше, но они тоже, конечно, есть.
Если мы вернемся к электромоторам то, можно вспомнить о производстве аккумуляторов и о проблемах, связанных с их утилизацией. Но в последние годы прогресс АКБ и срока их службы растет в геометрической прогрессии, как ЦП для компьютеров. Стоимость, правда, таких батарей пока слишком высока, да и на рынок их, по понятным причинам, пускать не собираются. В общем в каждом лагере есть свои плюсы и минусы.
Электромотор для лодки сначала подкупает своей простотой. Практически нечему ломаться, ничего не надо прогревать, менять масла и смазки, нюхать бензин, случайно пролитый в лодку, настраивать клапана, менять свечи и думать, почему мотор не завелся в этот раз. Но вот со скоростью электромотора придется пока смириться, но бывает так, что нужна она не всем. Хотя, некоторые электролодки развивают огромные для воды скорости на соревнованиях, платя за это мощными аккумуляторами большой емкости. Вес доступных по цене АКБ на данный момент заметно снижает популярность электромоторов. А комплект электромотор+батарея, равной с ДВС мощности, дороже бензинового собрата.
Малая емкость батарей постепенно уходит в прошлое, но невозможность автономной или быстрой подзарядки по-прежнему является, на мой взгляд, огромным минусом лодочного электромотора. Если батарея села далеко от розетки, то вам тут уже никто не поможет, кроме весел или буксировки другой лодки с бензиновым мотором. А возит запасной АКБ не совсем разумное решение, в кокпите рыбака зачастую и без доп. батареи места нет. Если говорить о расходе электроэнергии электромотором, то в режиме неспешной рыбалки или прогулки, на средней скорости, которая для жесткого пластикового корпуса будет вполне приличной, средний электромотор, с тягой в 36 фунтов (16 кг) и емкостью АКБ в 100 A/h, отходит без перерыва 6 часов. Более, чем достаточно на день отдыха. Максимальная скорость при этом, исходя из формулы Фруда для водоизмещающих судов, для корпуса, длиной в 4 метра, составит 11 км/ч. Не быстро конечно, но двигаться можно. А вот если это река и придется идти против течения, то тут и время работы сократиться и скорость средняя упадет. Смотрите «Большой тест лодочных электромоторов».
Есть вариант возит с собой солнечные батареи для зарядки АКБ. На Западе и в Штатах их очень часто используют для таких целей и, по их отзывам, эффективность у зарядки от солнечных панелей очень высокая. В комплекте с портативным ветрогенератором, можно вообще уходить куда нибудь на острова на неделю. Все это будет работать, пока мы отдыхаем. Идеальный, конечно, вариант — это гибкие солнечные панели, выполненные в виде тента над кокпитом. Вот только стоимость качественных гибких панелей довольно высока. Но даже, если вы используете бензиновый двигатель, далеко от дома, такие автономные вещи становятся очень полезными и удобными. Правда тут опять у нас встает вопрос места в лодке. Если у вас большой катер, то тогда в него можно затолкать все, что нужно, правда вес его будет уже очень большой и среднестатистический лодочный электромотор (не спортивный) не сдвинет такое судно с места.
Ярые сторонники лодочных электромоторов скажут, что у них нет существенных недостатков. Со своими обязанностями он справляется на сто процентов. Простое нажатие одной кнопки или щелчок румпелем позволяют провести день на воде под еле слышный плеск волн, вдыхая чистый воздух. Закрытые водоемы и заповедники — это его стихия. А вот морские переходы пока оставим мощным топливным моторам и вечным парусникам. Но пока емкость аккумуляторов не достигнет такого состояния, когда от АКБ размером с автомобильный и с лодочным электромотором в 9,9 л.с. можно будет провести на воде часов 6-8, периодически перемещаясь туда-сюда по акватории, я думаю, что большинство рыбаков и охотников у нас в стране будут продолжать покупать и использовать бензиновые подвесные лодочные моторы. Хотя сама идея отказаться от бензина и заправляться от розетки очень даже прогрессивная и интересная.
Неплохую альтернативу бензиновым ПЛМ, выпускает Lehr, используя для работы двигателя внутреннего сгорания, газ пропан. Достоинства у этих движителей свои, однако, они не могут похвастаться бесшумностью, как электромоторы. В то же время, не стоит думать, что электромоторы, сопоставимые по мощности с ПЛМ 15 л.с., так же бесшумны, как и маленькая Minn Kota. И потом, аккумуляторы…
Метки
Torqeedo
Виды электрических лодочных моторов
Основная классификация разделяет двигатели по признаку расположения. Наиболее распространенный тип – подвесные агрегаты, которые фиксируются на транце. Обычно крепление осуществляется посредством резьбовых элементов, обеспечивающих надежную установку и быстрый процесс демонтажа. Пользуются популярностью и навесные модификации, крепление которых осуществляется на кавитационной платформе основного мотора. Получается комбинированная конфигурация силовой установки, в которой ведущая роль все же отводится подвесным электрическим моторам. Лодочные двигатели, устанавливаемые на носу, встречаются реже. Обычно их используют в оснащении техники с жесткими корпусами. Они же самые требовательные в плане монтажных работ и техобслуживания, но и по мощности существенно превосходят те же подвесные аналоги.
В каких целях можно использовать электромотор?
Лодки с электрическими двигателями оправдываются не столько возможностями перемещения (по дальности или скорости), сколько особенностями хода. Плавное, мягкое и бесшумное движение по воде оптимально для рыбной ловли. К примеру, технику троллинга не сможет обеспечить ни один традиционный двигатель с теми же преимуществами, с которыми это сделает электромотор. Это же касается и движения по мелководью, где присутствует высокий риск распугать рыбу шумом. В этом случае подходят электрические лодочные моторы для надувных лодок из поливинилхлорида. И сам двигатель, и материал ПВХ позволят бесшумно подплыть к целевому месту. В то же время для ловли на большой глубине и в удалении от берега при нестабильной погоде электрическое силовое обеспечение водной техники просто небезопасно. На этот случай как минимум стоит обзаводиться производительными агрегатами мощностью не менее 4 л. с.
Лодочный электромотор против бензинового! Какой вариант выбрать для передвижения по водоему?
С появлением альтернативы бензиновым лодочным моторам резонно стали возникать вопросы, о том, что же лучше, что же выбрать, какой из моторов более надежен, практичен, а главное экономичен как в эксплуатационном плане, так и в ценовом. Помимо этого, при сравнении совершенно разных конструкций появляется ряд других вопросов, ответы на которые вы найдете в этой статье. Но перед началом сравнения мы позволим себе поставить во главу угла не вопрос -«какой лодочный мотор выбрать? Бензиновый или электрический», а -«для каких целей тому или иному рыболову нужен лодочный мотор?».
Очевидно, что электрический лодочный мотор обладает рядом преимуществ перед своим бензиновым «конкурентом», это:
- 1.Рыночная стоимость. Даже по сравнению с маломощными китайскими бензиновыми ПЛМ сам электроагрегат стоит дешевле, правда, в комплекте с хорошим тяговым аккумулятором эта экономия слишком условная.2.Простота в эксплуатации. Действительно, нужно подвесить мотор на транец, подцепить клеммы к источнику питания, при необходимости выставить высоту заглубления винта, далее — сел и поехал.3.Экологичность. Электрический ПЛМ абсолютно чистый и сам по себе никак не загрязняет окружающую среду, поэтому его можно использовать там, где запрещены бензиновые моторы.4.Ремонт и обслуживание. Безусловно, бензиновые лодочные моторы конструктивно гораздо сложнее. Больше деталей и узлов — больше вероятности того, что что-то пойдет не так и рыбалка может превратиться в долгие поиски причин того почему мотор не завелся или в какое «колесо» ушла искра. Кроме этого- возня с бензином, маслом, его заменой.5.Вес. Компактность. Громоздкость. Наверное, тут все понятно даже по виду.Кроме более миниатюрных размеров, веса и заемаемой полезной площади в салоне автомобиля, нет надобности задумываться, на какой бок положить ПЛМ, чтобы избежать протечки ГСМ и исключить другие нежелательные последствия для работы двигателя.6.Бесшумность. С электромотором можно пройти по воде в трех-пяти метрах от сидящего к вам спиной рыболова, он этого даже не услышит и не заметит, если вовремя не повернется. Но прятаться от рыболовов, вроде не к чему, поэтому в данном случае речь больше о троллинговой ловле и о любителях поохотиться на уток в камышовой зоне водоемов.7.Якорь. Ни один бензиновый лодочный мотор не обладает подобной функцией и, наверное, обладать никогда не будет. Компания MinnKota с 2010 года выпускает моторы оборудованные GPS-якорем. Система «i-Pilot» выполняет функции якоря без веревки, удерживая катер на месте, благодаря встроенному GPS модулю.*Этот плюс обозначен для общего развития, потому что носовые (троллинговые) лодочные электромоторы, используемые на катерах, стоят неимоверно дорого и в этом сравнительном анализе не участвуют по причине из других предназначений.
Теперь пора взглянуть на недостатки данного девайса, а затем уже вернуться к вопросу – «для чего собаке хвост?(с)».
- 1.Зависимость от электропитания. Даже со стоамперным тяговым аккумулятором время работы электрического лодочного мотора на полном «газу» ограничено тремя, максимум -четырьмя часами работы.2.Мощность. Бензиновые ПЛМ выигрывают по мощности и скорости передвижения по воде, что является важным моментом при рыбалке на больших водоемах, где необходимо преодолевать большие расстояния. Конечно, если сравнивать, например, БПЛМ 2.2 л/с. и ЭПЛМ с максимальной тягой 80 lbs, то их скорость на воде (при одинаковых лодках ПВХ 2.9 м. со встроенным транцем) будет примерно 10-11 км/ч. Но в этом случае получится что ЭПЛМ+ тяговый аккумулятор выйдет по цене бензинового лодочного мотора мощностью 5 л/с., который разгонит обозначенную лодку примерно до 21-25 км/ч.3.Аккумулятор. Мы акцентировали внимание на том, что вес электромотора супротив бензинового невелик, но вес хорошего аккумулятора может достигать 30 кг., что сопоставимо по весу с бензиновым мотором Тахатсу 9.9 л/с.
Итак, при сравнении мы видим семь плюсов против трех минусов, но не перекрывают ли эти три минуса большую часть плюсов для конкретных условий ловли? Где и при каких обстоятельствах электрический лодочный мотор окажется нужнее?
При всех достоинствах ЭПЛМ круг его применения в качестве основного транцевого движителя лодки сводится лишь к позициям:
- 1.Неспешной ловле троллингом на небольших участках водоемов. Выставили стабильную скорость 5 км/ч и без всяких дребезжаний под ухом и вдыханий выхлопных газов от сгорающего топлива занимаетесь любимым делом. Ну, или вот еще)))-2. Бесшумная работа электрического мотора позволяет подкрасться к «белой» рыбе, которая находиться на неглубоких участках водоема и тихонечко настроиться на ловлю, не распугав стаю. Функция очень полезная для любителей ловли сазана, леща и сорожки около камышовой зоны заливов крупных рек.3.Там, где применение ЭПЛМ обусловлено экологическими нормами. Например, по озерам вполне можно передвигаться на таком двигателе, тогда как движение на бензиновом запрещено.4.Охота на утку или других обитателей водоемов. Мало имеет отношения к рыбалке, но бывает, люди совмещают одно с другим. Утром на рассвете бьют утку, а потом какое-то время рыбачат.5.Когда надо просто дойти до точки около 500 метров и встать на якорь. Такая картина актуально для любителей ловли на «кольцо», которые такое -то расстояние не всегда проходят. В этом случае и высокоамперный аккумулятор не зачем. Приехали к берегу- сняли АКБ с машины-прошли до точки-половили рыбы-вернулись-поставили на место аккумулятор и поехали домой.
И самое основное, что надо помнить перед покупкой — всегда существует ограничение по дальности поездки, которое вытекает из малой скорости передвижения + электрозависимость. Поэтому применение электрических лодочных моторов целесообразно там, где территория ловли не будет превышать пару километров общего пути.
На этом, наверное, разбор окончен. По сути, сравнивать два совершенно разных агрегата — это все равно что сравнивать осла, который вечно плетётся —
и скакуна, который экономит ваше время, доставляя в нужный квадрат за считанные минуты-
Но так или иначе, лодочные электромоторы имеют свою область применения, и как движители плавсредств, и как якоря.
Напоследок совет. Если желание купить ЭктроПЛМ только усилилось, то он лучше подойдет для небольшой лодки ПВХ с навесным транцем или встроенным (длина лодки 2.5-2.9 м.). Выбирайте штангу 75 см., потому что с более длинной штангой придется либо сильно топить винт под лодку, что может привести к зацепу на мелководье, либо задирать румпель вверх, что крайне неудобно при рулении.
Источник — Lovimvmeste.ru/post/5ad72a69d28c1476a0d82ade
Нюансы выбора
Как видно, в выборе очень многое зависит от характера эксплуатации силового агрегата. Если планируется рыбачить на небольшом расстоянии от берега, совершая сложные маневры, то подойдет маломощный электрический лодочный мотор. Как выбрать модель для техники с жестким корпусом? Этот вариант будет приближен к характеристикам бензиновых двигателей, поскольку на него выпадет большая нагрузка. В первую очередь, для таких целей стоит подбирать модели на 4-5 л. с., не менее. Далее оценивается оптимальное место установки агрегата. Желательно ориентироваться на носовой способ инсталляции, который в дальнейшем облегчит управление и повысит уровень безопасности при движении.
Не стоит игнорировать и опциональное обеспечение мотора. К достоинствам электрических установок относится возможность подключения широкого спектра различных навигационных приборов, среди которых и приемники GPS. При желании электрический лодочный мотор можно обеспечить управляющими устройствами с дистанционным контролем.
Электромоторы. Часть 2
Применение электромоторов
Вопрос – «для чего нужны подвесные лодочные электромоторы
» очень не простой. Действительно, зачем нужны эти двигатели, если есть подвесные моторы с ДВС, которые по многим характеристикам превосходят электромоторы. Но чтобы детально разобраться в этом, нужно для начала принять за аксиому следующую информацию – они
РАЗНЫЕ
. Разные как самолёт и вертолёт, как автомобиль и мотоцикл, или если мы хотим придерживаться нашей водномоторной тематики – как катер и надувная лодка. Задача у всех лодочных двигателей одна – приводить судно в движение. Но вот подход к решению этой задачи у лодочных электромоторов и лодочных моторов с ДВС разный.
Если углубляться в историю вопроса (а мы в «Лодки-Питер» это очень любим), то окажется, что первым подвесным лодочным мотором был как раз не бензиновый — а электрический двигатель! Действительно, первый подвесной лодочный электромотор был создан в 1880 году и продемонстрирован широкой международной публике на Всемирной выставке в Париже французом Густовом Труве в 1881 году, а небезызвестный нам Оле Эвинруд изобрёл свой первый подвесной лодочный мотор с ДВС только в 1907 году. Но, если на границе XIX – XX веков это было связано с развитием и гонкой технологий, то сегодня, в нашем XXI веке технологии позволяют успешно создавать разные типы двигателей. И, как мы увидим позднее – электрические подвесные моторы ничуть не уступают своим собратьям с ДВС, а в некоторых случаях их даже превосходят.
Основные преимущества электромоторов: — Бесшумность работы — Удобство эксплуатации — Компактные размеры — Малый вес двигателя — Возможность устанавливать один и тот же двигатель на суда с разной высотой транца — Надёжность — Возможность ходить по сильно заросшим водоёмам — Возможность крепления на борта или нос судна — Для большинства лодок с электромотором не нужно получать удостоверение на право управления маломерным судном и регистрировать их в ГИМС
Это – основные преимущества лодочных электромоторов, каждое из которых стоит рассмотреть отдельно.
Действительно – при работе электродвигатель практически не издаёт шума. Единственные звуки, которые слышит водитель и пассажиры в лодке с установленным электромотором – это то, как о нос и борта лодки плещутся волны. В остальном – как по волшебству лодка скользит по воде тихо и бесшумно. Так же полезным отличием подвесных электромоторов от большинства ПЛМ с ДВС (исключение – моторы специальной конструкции и мотовёсла) является их способность проходить по сильно заросшим водоёмам. Достигается это полезное качество специальной обтекаемой формой редуктора и способностью винта разрезать, а не наматывать на себя водную растительность. Ещё одно полезное свойство, которое приобретает лодка с установленным на ней электромотором – манёвренность. Так, на современных электромоторах имеется возможность одним движением руки не только моментально сбросить скорость, но и включить задний ход, что бывает очень полезно при прохождении сложных участков на некоторых водоёмах.
Эти свойства электрических моторов по достоинству оценили любители троллинга и охотники. И если для рыбаков важно обеспечить ровное движение лодки с небольшой скоростью, то для охотников нужно иметь возможность тихо подойти к месту охоты, причём зачастую по сильно заросшему водоёму.
Основным преимуществом лодочных моторов с ДВС по сравнению с электрическими обычно указывают большую скорость движения судна. Действительно, если провести эксперимент и на одну и ту же лодку установить небольшой бензиновый двигатель мощностью 2 — 3.5 л.с. а потом электромотор, то окажется, что скорость движения под двигателем с ДВС окажется больше, чем с электромотором. Но это как раз является проявлением разницы, заложенной в саму концепцию развития этих двигателей. Так, если основным показателем современного подвесного лодочного мотора с ДВС является измеряемая в лошадиных силах или киловаттах мощность, то для электрических двигателей всё немного сложнее. Основным показателем является тяговое усилие, измеряемое в килограммах или, что встречается чаще – в английских фунтах. Дополнительный показатель – это указываемый в килограммах вес судна, который способен привести в движение подвесной электромотор. Таким образом, главной задачей электромотора является обеспечить не высокую скорость, а ровное и постоянное движение судна.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос о способах установки подвесных лодочных электромоторов. В отличие от классических ПЛМ с ДВС установка электромоторов предусмотрена не только на корму, но и на борт или нос судна. Причём для судов с жёстким корпусом и РИБ-ов, где в качестве маршевого двигателя используется мощные бензиновые моторы, позволяющие быстро добраться до нужного места, установка электромоторов на нос судна является боле предпочтительной. Принцип, который здесь используется, можно высказать простыми словами – «тащить легче, чем толкать». Плюс такая установка электродвигателя делает судно ещё более манёвренным. Так же интересной особенностью современных подвесных электрических лодочных моторов является возможность их установки на суда с длиной транца как S, так и L. Это достигается тем, что блок управления мотором и редуктор с электродвигателем находятся на разных частях достаточно длинной металлической штанги, глубину погружения которой можно регулировать. Как убедительно доказали тесты «Лодки-Питер» эту особенность электродвигателей можно с успехом использовать в том случае, если имеется необходимость установить двигатель на надувную лодку небольшого размера.
Причём установка электромоторов возможна даже на гребные модели надувных лодок и всё, что для этого требуется – это обратится в сервисный , где навесной транец могут установить на любую надувную лодку. Так же существует отдельный тип электромоторов, которые устанавливаются на антикавитационную пластину маршевого двигателя, но эти модели не получили массового распространения из за технической сложности их установки и неудобного управления.
По типу управления современные подвесные лодочные электромоторы можно разделить на три основные группы:
— Электромоторы с румпельным управлением:
Это самые распространённые двигатели, управление которыми осуществляется с помощью румпеля. Румпель имеет несколько положений скоростей для движения вперёд, нейтральное положение, при котором электродвигатель выключен, и несколько положений скоростей для движения назад. Больше никаких дополнительных рычагов и переключателей на этих двигателях нет. Длину румпеля можно легко изменить в зависимости от предпочтений владельца или ситуации.
— Электродвигатели с дистанционным управлением:
Управление электродвигателем осуществляется по радиоканалу с помощью брелка, который можно закрепить на запястье или в любом другом удобном месте.
— Управление с помощью педали:
Не смотря на кажущуюся необычность такого решения, тем не менее, оно зарекомендовало себя исключительно с положительной стороны именно для поклонников рыбалки на спиннинг, так как оставляет свободными руки рыболова, и позволяет маневрировать судном, не отвлекаясь от ловли трофея.
Надёжность современных подвесных электромоторов обуславливается тем, что в них находится минимум механических деталей. По сути – они имеют необслуживаемый редуктор с электродвигателем внизу и блок управления наверху. Как говорит статистика обращений владельцев электромоторов в сервисный , основной неисправностью является выход из строя электронной платы, которая управляет оборотами двигателя. Как правило, она перегорает вследствие полного погружения двигателя в воду и внутрь блока управления попадает влага. Ремонт этой неисправности занимает 15 минут и заключается в замене перегоревшей платы на новую. Так же иногда обращаются за заменой пластикового гребного винта, лопасти которого сильно повреждены о камни или иные подводные препятствия. Но винт на любых лодочных моторах – это расходный материал, а его замену на электродвигателе можно легко произвести самостоятельно.
Продолжение нашего исследования, посвященного подвесным электромоторам, читайте в следующих публикациях. Тема: особенности использования и комплектация современных подвесных электромоторов.
Павел Прудников «Лодки-Питер»
Вернуться к списку
Популярные модели
Агрегат MinnKota Endura Pro — один из самых известных представителей сегмента. Он имеет небольшую тягу, рассчитанную на 680 кг, однако по эргономике и маневренности считается одним из лучших в классе. Заслуживает внимания и модель Flover F33T. При скромной собственной массе на 6,8 кг, движок способен управлять 1100-килограммовой техникой. Таким соотношением силовых и конструктивных параметров обладают немногие лодочные электрические моторы. Цена аппарата, впрочем, тоже немалая – порядка 10 тыс. руб. Если же акцент в выборе делается на динамику, то подойдет вариант Haibo ЕТ 34L. Этот мотор также работает с лодками массой 1100 кг, располагая мощностью в 0,7 л. с. Однако его скоростные качества и маневренность существенно превосходят конкурентную силовую технику.