Поломки телескопической удочки и ее ремонт
Чтобы понять, как осуществить ремонт телескопических удилищ, необходимо разобраться в том, какие поломки случаются чаще всего.
Чаще всего ломается колено в его нижней, средней или верхней части.
В соответствии с типом поломки выбирается определенный способ ремонта удилища.
Очень часто ломается полый по всей длине хлыст обыкновенной маховой удочки:
- Обычно портится первая треть верхней длины хлыстика. Чтобы починить его, необходимо подобрать и установить новое связующее звено.
- Реже происходит поломка хлыста второго колена. Тут поможет намотка стеклоткани до нужного диаметра и подгонка к следующему конусу. Конечно, удочку придется немного укоротить, но на качество ловли этот мало повлияет.
- Редко ломаются бланки с монолитной углепластиковой вставкой. При неаккуратном использовании может сломаться верхушка вставочной части, но ее легко отремонтировать с помощью алмазного надфиля и нового коннектора.
Проще обстоит дело с ремонтом штекерных удилищ.
Излом хлыста здесь происходит нечасто, так как нагрузки приходятся на резиновый наконечник-амортизатор. Если это и случается, то проблему легко решить подбором новой тефлоновой втулки.
Ремонт верхних и средних колен взаимосвязан с местом поломки:
- Поломка верхней части предполагает наращивание заходной части тонкого колена, чтобы место соединения сместилось на неповрежденную часть колена. Место поломки равняют и покрывают углепластиковым бандажом, способным предотвратить дальнейшее разрушение снасти.
- Если сломалась нижняя часть — также делают бандаж около 6-8 диаметров колена в месте излома.
Кроме этого, можно подравнять места слома и установить верхний обломок в нижнюю часть:
- Место стыка обрабатывают наждачной бумагой изнутри и снаружи.
- Склеивают обычно эпоксидным клеем, следя за отсутствием излишек как внутри полости, так и снаружи.
- Бороться с ними поможет ватный тампон, смоченный в растворителе.
- После отвердения смолы снаружи устанавливается двухслойный стеклотканевый бандаж, мешающий бланку разрушаться дальше.
Такой способ подходит для ремонта верхних и средних колен штекерных удочек.
О том, как отремонтировать нижние колена, стоит поговорить более подробно. Если такая поломка произошла, то устранение ее заключается единственно во вставке втулки и наложении бандажа.
Лучше всего использовать втулку из углепластика, схожего с ремонтируемым удилищем качества.
Бандаж предстоит делать как внешний, так и внутренний. Втулка по длине должна немного превышать 6 диаметров колена. Тонкое колено должно свободно двигаться во втулке.
Сложность ремонта порой вынуждает рыболовов заменить весь стыковочный узел.
Но если вы все же взялись за починку и сделали все правильно, то отремонтированные удочки совершенно не потеряют своих свойств, немного пострадает лишь их внешний вид.
Ремонт пропускного кольца
Часто в пропускном кольце выходит из строя внутренний металлокерамический вкладыш. Процесс ремонта такого элемента очень прост:
- Закупаем набор колец разных диаметров с внутренними вставками из того же или лучшего качества что на удилище;
- Подбираем пропускное кольцо с подходящим диаметром;
- Аккуратно при помощи острого ножа вынимаем из его металлической рамки внутренний металлокерамический вкладыш;
- Поврежденный вкладыш при помощи плоскогубцев удаляем из рамки, внутреннюю поверхность ее зачищаем мелким надфилем;
- Новый вкладыш вставляем в подготовленную рамку пропускного кольца, фиксируем проклеивая с двух сторон в местах соединения с рамкой супер клеем.
При такой поломке, как трещина опорной ножки или проволочной рамки, кольцо лучше заменить на новое.
Замена колец
Замена колец состоит из следующих простых манипуляций:
- Начинать замену лучше нижнего крупного кольца, постепенно продвигаясь к вершинке;
- Для того чтобы снять кольцо, нагреваем над зажигалкой место его крепления к бланку до размягчения лака, покрывающего крепежную намотку из тонкой капроновой нити;
- Острым ножом надрезаем слой намотки параллельно плоскости бланка;
- Удаляем намотку и кольцо;
- Зачищаем место от остатков лака, намотки, обезжириваем;
- Наносим немного эпоксидного клея;
- Устанавливаем новое кольцо, плотно фиксируем его, наматывая поверх ровными витками капроновую нить;
- Поверх нити наносим слой бесцветного водостойкого лака;
- Для того чтобы снять последнее кольцо — тюльпан — к нему цепляют тонкую проволочку, прогревают его над пламенем свечи, одновременно пытаясь проволочкой стянуть кольцо с вершинки.
Поломки фидерной удочки и ее ремонт
Ремонт фидерного удилища с сохранением его длины характеризуется в первую очередь применением бандажа.
Порядок действий такой:
- сломанная часть насаживается на деревянную основу, смазанную воском;
- тонкий слой стеклоткани подогревают и смазывают эпоксидной смолой;
- вырезают заплату немного длиннее границ поломки с возможностью обернуть ее вокруг до четырех раз;
- закрепляется конструкция при помощи лавсановой пленки, которая оборачивается вокруг стеклоткани;
- необходимо следить за излишками смолы – важно, чтобы она впоследствии не мешала движению колен.
После просыхания удочка еще раз просушивается феном, пленка снимается. Иногда ремонт удилища проводится с помощью гибкого прутика, который при помощи клея закрепляется в целой и поломанной части спиннинга и надежно скрепляет их.
Ремонт катушки для спиннинга
Среди наиболее распространенных неисправностей катушки и способов их самостоятельного устранения можно выделить:
- Шум внутри. Разберите катушку, удалите из приводного механизма песок, грязь, проверьте подшипники в ручке и шпуле, при необходимости замените.
- Заклинивание механизма вращения под нагрузкой. Замените шестерни приводного механизма на новые;
- Дужка лескоукладывателя самопроизвольно защёлкивается при забросе. Зажмите винты крепления дужки. Если это не устранило неисправность — поменяйте пружину, отвечающую за защелкивание дужки, на более жесткую;
- Не работает стопор обратного хода. Необходимо смазать обгонную муфту, отвечающую за работу механизма;
- Скрип. Необходимо добавить смазку внутрь корпуса катушки;
- Леска попадает под гайку переднего фрикциона, обрывается. Необходимо поменять фетровую толстую прокладку под гайкой на более тонкую пластиковую.
Данные способы позволят эффективно ремонтировать катушку своими руками, устраняя серьезные неполадки, продлевая срок эксплуатации данной дорогостоящей составляющей спиннинговой снасти.
Читайте: Ремонт спиннинговых катушек
Удочки с кольцами
Ремонт телескопической удочки порой затрудняет наличие колец на удилище.
Чтобы приступить к ремонту сломанного колена, необходимо сначала снять кольца, затем вновь устанавливать их.
Современные удочки имеют специальные защитные вставки — пробки, предотвращающие поломку краев колен о кольца. Их практически невозможно вынуть, поэтому единственный выход — бережное обращение с такими удочками.
Порой рыболовы самостоятельно оборудуют маховые удочки пропускными кольцами. Это приводит к изменению характеристик удилища и грозит поломками даже в случае минимальных нагрузок.
Если проблема в кольце, то следует купить новое или снять целое с другой удочки.
Ремонт колец осуществляется так:
- удаляем старое кольцо;
- снимаем обмотку лапок кольца;
- вычищаем место установки от старого клея с помощью наждачной бумаги;
- лапки нового кольца покрываются клеем и приматываются тонкой нитью к бланку по типу плотной спирали;
- нить заливается тонким слоем эпоксидки или суперклея.
Ни одна снасть не может служить вечно. Но, если происходит поломка, то ремонт удочки, хотя бы на время, можно провести самостоятельно. Главное — иметь под рукой элементарные средства ремонта.
Ремонт телескопическогo удилища
Как и спиннинговые, телескопические и штекерные удилища имеют несколько характерных типов поломок, в соответствии с которыми выбирается определенный вид ремонта. Рассмотрим их по порядку.
Ремонт хлыста удилища
Нередкое явление – поломка пустотелого по всей длине хлыстика обычной маховой удочки. Чаще всего хлыстик лишается верхней трети длины. Исправление заключается в подборке и установке нового коннектора. Несколько реже случается поломка в месте выхода хлыста из второго колена. В этом случае помогает подмотка бандажа из стеклоткани с последующей подгонкой по диаметру и конусу зацепления. Конечно, и в том и в другом случае удилище станет немного короче, но несколько сантиметров на результате ловли вряд ли скажутся.
Практически не ломаются так называемые «спортивные» хлысты с монолитной углепластиковой вставкой. Благодаря более равномерному распределению сил по длине хлыста он гораздо лучше воспринимает нагрузку и не перегружает последующее колено. Редко при неаккуратном использовании ломается тонкая верхняя часть углепластиковой вставки, но несложно подровнять ее алмазным надфилем и приклеить новый коннектор.
Крайне редкий вариант поломки – разъединение вставки и пустотелой нижней части хлыста, однако это скорее брак производителя. Лечится вклейкой хлыстика обратно; для надежности стоит подмотать место стыка тонкой капроновой ниткой с пропиткой обмотки эпоксидной смолой или сделать микробандаж из стеклоткани. Можно попробовать поискать подходящий хлыст в магазине, но необходимо подобрать точно такой же (желательно от одинаковой модели), по жесткости и массе примерно соответствующий сломанному.
Один из вариантов – заменить пустотелый хлыст на «спортивный», но ни в коем случае не наоборот, иначе более жесткий пустотелый хлыст сломает второе колено даже при небольшой нагрузке. Такие поломки встречаются довольно часто.
Гораздо проще ситуация со штекерным удилищем для ловли с укороченной оснасткой. Здесь поломка хлыста довольно редкое явление, поскольку почти все нагрузки берет на себя резиновый амортизатор, но даже если она произошла, то всего лишь требуется переставить или подобрать новую тефлоновую втулку. Небольшой потерей длины можно пренебречь. При подборе нового хлыста лучше выбирать максимально жесткий и подходящий по посадочному диаметру. Часто в продаже бывают необрезанные хлысты большой длины, которые можно использовать как запасные части для штекерных удилищ разных моделей. Подгоняют их обрезанием алмазным надфилем под нужные диаметр и длину.
Ремонт верхних и средних колен
Ремонт данных колен зависит от места поломки. Если колено сломалось в верхней части, то простой и действенный способ – это нарастить заходную часть более тонкого колена таким образом, чтобы стык переместился на целый участок колена. Само место поломки подравнивают и обязательно накладывают на длину, равную двум-трем диаметрам сломанного колена, бандаж из стекло- или углеткани, который предотвратит поперечное растрескивание верхнего края колена. Такой ремонт очень прост, но требует аккуратности при подгонке конуса зацепления.
Еще проще, если поломка произошла в нижней части колена. По стандартной схеме накладывают бандаж длиной, равной шести-восьми диаметрам колена в месте поломки. Выкройку из стеклоткани (для этого необязательно использовать углеткань) делают прямоугольной формы. При подмотке желательно отступить на 1- 2 см от места поломки для удобства работы, а затем наждачной бумагой сначала грубой, а потом со средней зернистостью притереть конус зацепления. Более сложен ремонт при поломке примерно посередине колена. Конечно, можно воспользоваться одним из выше-описанных способов, но тогда длина удилища уменьшится почти наполовину колена.
Возможны следующие варианты действий. При достаточной конусности колен верхний обломок вставить телескопически в нижнюю часть, предварительно подровняв место поломки. Оптимальная длина зацепления должна быть равной пяти-семи диаметрам колена в месте поломки, минимальная – не менее трех диаметров. При меньшей длине зацепления соединение не сможет выдержать нагрузку. Место соединения обязательно зачищают наждачной бумагой снаружи колена от лака, а внутри – для удаления специальной смазки, которая не дает достаточной адгезии при склейке. Обычно используется эпоксидный клей. При склейке необходимо следить, чтобы не образовывалось наплывов и капель смолы на внутренней поверхности колена; их убирают тампоном, смоченным растворителем.